Цифровые технологии с каждым днем все глубже и активнее проникают в нашу повседневную жизнь. Они уже являются необходимым элементом в жизни большинства людей, помогая и обеспечивая ее всё новыми возможностями. Ноутбук является уже необходимой для современного человека вещью на работе и отдыхе. Но развитие современных технологий вносят свои коррективы в нашу жизнь. Теперь о большинстве людей, особенно молодежи, можно смело сказать: «Они родились со смартфоном в руках!». Мобильный телефон и планшет с их возможностями начинают вытеснять ноутбуки. Даже дизайнеры моды уже используют аксессуары для цифровых устройств в своих новых коллекциях. Тем самым рождается и формируется новый цифровой стиль жизни. Он даёт свободу и новые возможности, повышая качество и ценность жизни.
В 2021 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) по просьбе Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) провел исследование, из которого видно, что 72% россиян считают цифровизацию жизни пользой.
Компания «Ростелеком» разрабатывает и выпускает инновационные технологии и платформы для цифрового дома и мобильных устройств, которые помогают использовать преимущества цифрового и мобильного стиля жизни каждому человеку. Каждый желающий может попробовать возможности цифрового дома в действии, а также ощутить все преимущества беспроводной связи и онлайновых развлечений.
Неотъемлемой частью деятельности компании являются социальные инициативы и проекты, которые компания на долгосрочной основе реализует на территории России. Таким образом «Ростелеком» не только предоставляет телекоммуникационные услуги, но и содействует формированию социальной среды.
В рейтинге цифровых сервисов и услуг, востребованных бизнесом в нашей республике, лидируют «Виртуальная АТС», «Видеонаблюдение для бизнеса» и «Виртуальный ЦОД».
«В условиях пандемии и сопутствующих ограничительных мер во всех сферах жизни республики резко вырос спрос на цифровизацию, и этот процесс набирает обороты. Наиболее востребованы облачные сервисы, так как для их подключения компаниям не нужно создавать собственную ИТ-инфраструктуру и нести дополнительные затраты. Скорость установки и простота в эксплуатации, присущие этим решениям, — это тоже важные факторы, на которые бизнес сейчас обращает внимание», — подчеркнул Руслан Ярахмедов, директор регионального филиала компании.
На сегодняшний день в Дагестане более 700 компаний пользуются сервисом «Виртуальная АТС». Среди абонентов, подключившихся к цифровой телефонии, Правительство Дагестана, Управление судебного департамента РД, администрация города Дербента, центральные больницы городов и районов республики, крупнейший в республике завод «Керамогранит», грузоперевозчик «Мега Транс», МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго». Самые известные абоненты в Дагестане из числа федерального значения – такие как «Яндекс.Такси», ООО «Компания Тензор», ПАО «Аско-страхование», гостиничный комплекс «AZIMUT Отель Каспийск» и другие.
Домашнее видеонаблюдение от «Ростелекома» все больше набирает популярность. Используя сервис можно не только увидеть и услышать, что происходит в помещении, но и в режиме реального времени поговорить с теми, кто находится в этот момент дома. Управлять услугой можно в онлайн-режиме через приложение в телефоне, для этого необходим только интернет. Если камера фиксирует звук или движение в области просмотра, то система посылает уведомление об этом на телефон пользователю. Видео с камер можно просматривать онлайн с любого устройства с доступом в интернет. Весь архив видеоданных хранится в облаке 30 дней, в течении которых пользователь может выгрузить и сохранить их согласно выбранному тарифу.
Вместе с видеонаблюдением можно приобрести и цифровой сервис «Умный дом». С его помощью можно обеспечивать безопасность в квартире, а также дистанционно управлять домашним хозяйством. Оповещения о возникших проблемах, например, если кто-то проник в квартиру, протек кран или не выключен утюг, незамедлительно приходят в виде СМС, push-уведомлений или письмом на e-mail. Для удобства пользователя сервисы «Умный дом» и «Видеонаблюдение» управляются из одного приложения.
Wink — интерактивное телевидение «Ростелекома». В прошлом году на новую мультимедийную платформу, которая объединяет цифровое ТВ, онлайн-кинотеатр, образовательные сервисы и аудиокниги, перешли 70% пользователей IPTV национального провайдера.
В условиях пандемии COVID-19, когда действовали повсеместные ограничения, онлайн-кинотеатр стал основным центром развлечений дома. Для удобства смотреть интересные передачи и фильмы на Wink можно одновременно с пяти устройств. К примеру, родители смотрят любимый сериал или болеют за любимую спортивную команду по телевизору, а дети, в это время могут смотреть своих героев мультфильмов на планшете или телефоне.
«Ростелеком» также разработал программное обеспечение для взаимодействия граждан и бизнеса с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) в нашей республике. Теперь органы региональной исполнительной власти, местного самоуправления, подведомственные учреждения в республике могут выставлять гражданам начисления за услуги в электронной форме. Информация об этом поступает в личный кабинет человека на «Госуслуги». Пользователь видит задолженности и оплачивает ее онлайн. Далее система автоматически перечисляет деньги на счета организации, оказавших услугу. Таким образом дагестанцы теперь могут больше не предоставлять бумажные квитанции.
«С 2002 года «Ростелеком» создает программно-аппаратные платформы для федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Электронное Правительство», цель которых — эффективная работа государственных органов власти. Для их выполнения компания использует собственную магистральную сеть передачи данных, облачную инфраструктуру, комплексные ИТ-решения. Проект по развитию инфраструктуры «Цифрового общества» в рамках федеральной программы «Цифровая экономика» обеспечивает права граждан и организаций на доступ к государственным услугам, в том числе для получения информации о структуре, функциях органов власти и государственных учреждений», — рассказал директор Дагестанского филиала «Ростелекома» Руслан Ярахмедов.
В 2020 году «Ростелеком» запустил свой образовательный проект «Ростелеком. Лицей». Он начинался как маркетплейс, но превратился в рекомендательную платформу с собственными курсами. Это портал, где собраны уроки по всей школьной программе, соответствующие ФГОСам. Платформа отслеживает и показывает прогресс ученика родителям. После обновления в 2021 году в подписку вошли специальные курсы по подготовке как к ЕГЭ так и к ОГЭ, электронная библиотека по всем предметам для старших классов, а также дополнительные курсы для развития, развлекательные учебные материалы и даже консультации психологов.
В прошлом году «Ростелеком» совместно с министерством цифрового развития и здравоохранения республики Дагестан запустили в Дагестане голосовой помощник «Мадина». Сервис, названный самым популярным на Северном Кавказе женским именем, консультирует по вопросам COVID-19 абонентов горячей линии 122. «Мадина» может не только проконсультировать, но и вызвать врача на дом. Робот умеет автоматически распределять вызовы по номерам страховых полисов, а также сформировать задание для специалистов конкретного медучреждения. Специалисты отметили, что подобные сервисы помогают оптимизировать прием пациентов, особенно это заметно во время экстремальных ситуаций и пиковых нагрузок. Там где не справляется человеческий фактор, где высока психологическая нагрузка, на помощь человеку приходит искусственный интеллект.
Одним из наиболее социальнозначимых проектов, которые ведет «Ростелеком» в Дагестане, является реализация федеральной программы «Устранение цифрового неравенства». Благодаря этому проекту словосочетание «доступный интернет» вошло в жизнь даже самых отдаленных горных сел. Так в 309 населенных пунктах с жителями от 250 до 500 человек были организованы точки доступа к бесплатному Wi-Fi. Для этого технические специалисты компании в условиях сложных горных рельефов и переменчивой погоды построили оптическую инфраструктуру протяженностью более 3 тыс. километров.
Работа по формированию цифрового общества и цифровой экономики в Дагестане продолжается и в этом 2022 году. «Ростелеком» уже приступил к реализации второго этапа проекта «Устранение цифрового неравенства», в рамках которого жители сел с населением уже от 100 до 250 человек получат базовые станции сотовой связи.
Благодаря федеральной программе по устранению цифрового неравенства (УЦН 2.0) качественная мобильная связь и устойчивый беспроводной интернет появились в селах Дагестана, население которых составляет от 250 до 500 человек.
На сегодня бесплатный беспроводной интернет в республике в рамках УЦН подключен в 308 селах с населением от 250 до 500 человек. Наибольшая часть из них — высокогорные и труднодоступные. В рамках проекта специалисты «Ростелекома» проложили более 3 тысяч километров волоконно-оптических линий связи. В некоторых селах, где по причине сложного горного рельефа невозможно проложить оптический кабель, подключение ведется через спутниковую связь.
На сегодняшний день «Ростелеком» в Дагестане выступает цифровым партнером для населения, бизнеса и государства. Компания стремится обеспечить все потребности современного общества цифровыми технологиями, участвуя в социальном и технологическом развитии территорий, поддерживает молодежь и людей старшего поколения.
Тимур МАХАЛИЕВ