Случаи, в которых не совершается намаз приветствия мечети

Намаз приветствия мечети (тахийятуль-масджид) является настоятельной сунной. Каждому, кто зашел в любую мечеть, кроме мечети Аль-Харам в Мекке, желательно совершить намаз приветствия мечети, если у него сохранно омовение. Приветствием же мечети Аль-Харам является таваф вокруг Каабы.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда кто-либо из вас заходит в мечеть, пусть не садится, пока не совершит молитву в два ракаата» (Ибн Маджах, 1012).

В другой версии этого хадиса, которую передает Ибн Маджах от Абу Катады (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда кто-либо из вас заходит в мечеть, пусть совершает молитву в два ракаата перед тем, как сесть» (Ибн Маджах, 1013).

Совершать намаз приветствия мечети желательно всякий раз при входе в мечеть, даже если человек вошел ненадолго и вход повторяется многократно и между ними не проходит много времени. Потому что при каждом входе имеется причина, которая требует совершения тахийятуль-масджид. Следовательно, если человек вышел из мечети на короткое время и снова зашел, то и в этом случае следует совершить тахийятуль-масджид.

Если верующий пришел в мечеть для совершения обязательного намаза, то, совершив в мечети один из пятикратных обязательных намазов или другой суннат-намаз вместо намаза приветствия, он также считается совершившим тахийятуль-масджид, даже если у него не было намерения сделать это.

Авторитетный ученый шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее: «Намаз приветствия мечети засчитывается, если человек совершил фарз-намаз или другой суннат-намаз, даже если он не выказывал намерения совершить его, потому что цель намаза приветствия – не оставить мечеть без совершения намаза… Однако тахийятуль-масджид не засчитывается у того, кто совершил один ракаат, джаназа-намаз, суджуд ат-тилява или суджуд аш-шукри».

Что касается того, кто зашел в мечеть без омовения и не имеет возможности совершить омовение или по другим причинам не может совершить намаз приветствия перед тем, как сесть, даже если он имеет омовение, то ему желательно произнести четыре раза следующую молитву: «Субхана-Ллаhи ва-ль-хамду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар (Слава Аллаху, хвала Аллаху, нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик)».

Авторитетный ученый шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее: «Нежелательно заходить в мечеть без омовения, если же человек вошел, пусть скажет: “Субхана-Ллаhи ва-ль-хамду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар”. Поистине, эти слова по достоинству равны двум ракаатам намаза.

Также в книге автора (имама Ан-Навави) “Аль-Азкар” пишется, что крупные ученые нашего мазхаба (асхаб) сказали: “Тому, кто зашел в мечеть и не имеет совершить там намаз приветствия мечети из-за беседы, занятия и тому подобного, желательно четыре раза произнести следующую молитву: “Субхана-Ллаhи ва-ль-хамду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар””».

Совершить намаз приветствия мечети желательно, даже если верующий зашел в мечеть в тот промежуток времени, который считается нежелательным (макрухом) для совершения суннат-намазов, для которых нет причин, потому что тахийятуль-масджид является намазом, у которого имеется причина.

Однако нежелательно в этот промежуток времени заходить в мечеть только с целью совершить там намаз приветствия. Если человек в это время зайдет в мечеть только с намерением совершить там тахийятуль-масджид, то это не считается веской причиной, не отменяет нежелательность и этот намаз не будет действительным.

Однако есть случаи, когда верующему, который зашел в мечеть, нежелательно совершать тахийятуль-масджид.

Итак, намаз приветствия мечети нежелательно совершать в следующих случаях:

  1. Если вошедший в мечеть совершил обязательный намаз или другой суннат-намаз.

Если человек, зайдя в мечеть, совершил фарз-намаз или другой суннат-намаз, то ему уже нежелательно совершать тахийятуль-масжид, потому что этот намаз ему засчитается как намаз приветствия.

  1. Когда в мечети начали совершать коллективный намаз.

Если тот, кто зашел в мечеть, видит, что там уже приступили к совершению джамаат-намаза, то он, не отвлекаясь на намаз приветствия мечети, должен присоединиться к коллективной молитве, и этот намаз будет засчитан как тахийятуль-масджид.

  1. Когда муэдзин приступил к чтению икамата или приблизилось время икамата.

Также не следует отвлекаться на совершение намаза приветствия мечети тому, кто вошел в мечеть во время чтения икамата или когда икамат начнется так скоро, что он может не успеть произнести вступительный такбир сразу после имама, если отвлечется на тахийятуль-масджид. Ему следует подождать завершения икамата стоя, а потом вместе с джамаатом приступить к коллективной молитве.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «После объявления о начале молитвы (оглашения икамата) не следует совершать никакой молитвы, кроме обязательной» (Муслим, 710; Абу Дауд, 1266; Тирмизи, 421; Ибн Маджах, 1151).

  1. Когда хатыб завершил чтение хутбы или завершает его.

Также не следует отвлекаться на совершение тахийятуль-масджид тому, кто вошел в мечеть, когда хатыб завершает или уже завершил хутбу, потому что приблизилось время совершения джума-намаз. А тот, кто вошел во время чтения хутбы, может по-быстрому совершить его.

  1. Если зашедший в мечеть сел.

Если человек зашел в мечеть и сел, не совершив намаз приветствия мечети, ему уже нежелательно вставать для совершения тахийятуль-масджид, даже если он сел ненадолго. Если же он сел по невнимательности и прошло немного времени, то он может встать и совершить намаз.

Из всего вышеприведенного мы понимаем, что тому, кто зашел в мечеть, желательно совершить любой обязательный или желательный намаз, но лучше совершить отдельно намаз приветствия. Однако в вышеприведенных случаях вошедшему в мечеть нежелательно совершать намаз приветствия.

Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...
spot_imgspot_img

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...

Махачкалинца ждёт суд за оставление в опасности, повлекшее смерть человека

Прокуратура Ленинского района Махачкалы направила в суд уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в оставлении в опасности, повлекшем...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам