Накануне на площадке Управления имущественных и земельных отношений Администрации Махачкалы состоялось совместное заседание Комитетов Собрания депутатов по бюджету, финансам и по поддержке малого и среднего предпринимательства под руководством 1-го зампредседателя Собрания депутатов Хиби Алиева.
Открывая мероприятие, Хиби Алиев отметил актуальность рассматриваемых вопросов. «При нынешней сложной экономической ситуации, в том числе в условиях финансовой ограниченности местного бюджета для выполнения расходных обязательств муниципалитета в полном объеме, вопросы повышения качества планирования (проектирования) доходов бюджета, обеспечение полноты и своевременности их поступления в местный бюджет выходят на первый план работы всех органов местного самоуправления», – сказал Алиев.
О полноте и своевременности поступления в бюджет г. Махачкалы в 2020-2022 гг. неналоговых доходов, администрируемых Управлением имущественных и земельных отношений (УИЗО), в том числе в части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей проинформировал начальник аналитического отдела Собрания депутатов Магомед Маджидов.
– Как известно, УИЗО – одно из ведущих отраслевых (функциональных) органов в структуре Администрации г. Махачкалы – создано в целях реализации муниципальной политики в сфере имущественных и земельных отношений, в том числе управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также выполнения функций администратора неналоговых доходов и занимает особое место среди других участников бюджетного процесса. Следовательно, от качества работы администратора доходов напрямую зависят не только полнота и своевременность наполняемости городского бюджета доходами, но и состояние основных источников финансирования расходных обязательств муниципалитета по решению вопросов местного значения.
В своем выступлении Меджидов озвучил основные подгруппы неналоговых доходов, администрируемых Управлением, провел сравнительный анализ динамики поступления неналоговых доходов в бюджет Махачкалы с 2020 по 2023 год.
Отдельным вопросом депутаты рассмотрели доходы от части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий. Несмотря на проводимую работу, в целом плановые показатели по доходам и фактический доход от деятельности МУПов являются крайне низкими.
Много говорилось о недостаточной работе управления по администрированию доходов от приватизации муниципального имущества, которое должно составлять значительную долю неналоговых доходов города Махачкалы.
Таким образом, вследствие неэффективного администрирования доходов и непринятия Прогнозного плана (программы) приватизации на 2023 год не в полной мере используется управлением потенциал по неналоговым доходам от реализации муниципального имущества.
Подводя итоги заседания, в целях увеличения поступлений неналоговых доходов, администрируемых Управлением имущественных и земельных отношений, депутаты указали на необходимость проведения полной инвентаризации имущества с целью выявления неиспользуемого (бесхозного) и установления направления эффективного его использования.
Также было указано:
— на проведение работ по выявлению земельных участков, права на которые не зарегистрированы, с целью их передачи в собственность муниципалитета для дальнейшего использования в интересах городского бюджета (продажа, сдача в аренду);
— на проведение инвентаризации имущества и обязательств, имеющихся у МУПов, для решения вопроса о ликвидации/реорганизации либо оздоровлении, в целях повышения эффективности (рентабельности) их деятельности.
— на усиление контроля за правильностью и своевременностью перечислений в местный бюджет арендной платы за земельные участки, доходов от сдачи в аренду нежилых помещений, поступлений по договорам купли-продажи объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности путем определения конкретного должностного лица, ответственного за систематический анализ состояния работы по своевременному и полному поступлению доходов в бюджет г. Махачкалы;
— на принятие действенных мер по погашению задолженности по арендным платежам (по данным бухгалтерской отчетности, дебиторская задолженность по состоянию на 1.10.2022 по Управлению составляет 425 956, 0 тыс. руб. (на 01.01.2022 – 440 461, 4 тыс. руб.).
Кроме того, существует потребность в актуализации путем внесения существенных изменений или принятия в новой редакции Положения «О порядке и условиях аренды нежилых помещений муниципальной собственности и методике расчета арендной платы», утвержденного Решением Собрания депутатов от 30.12.2014 №34-5а, неточность и неконкретность которого приводит к возникновению различных противоречий в толковании и практическом применении формулы расчета арендной платы с 2015 года.