Этот год для острова Чечень, территориально относящегося к Кировскому району города Махачкалы, стал особенным. Посетивший остров Глава Дагестана Сергей Меликов переговорил с жителями, побывал в гостях у островитян и поручил ответственным лицам решить насущные проблемы, носящие затяжной, если не хронический характер.
Связано это с местоположением острова, делающим его труднодоступным и обделенным в плане комфортных условий проживания. Нет газа, света, стабильного транспортного сообщения с городом. Казалось бы, что на этом острове делать? Но… мой главный вопрос испарился с первых же минут общения с главой острова Чечень – Валерием Павловичем Беловым. Дозвонившись до него, я услышала в трубке бодрый голос, который сразу же предупредил меня, что связь пропадает, поэтому, выбрав удобную точку для мобильного доступа, он мне перезвонит. А пока «дел невпроворот, и как только освобожусь, наберу вам», – пообещал он. Ключевое слово «невпроворот» и бодрые нотки в голосе сбили волну моего общего представления о непростом островном житии-бытии и о местных людях, которые, словно заложники, обитают там, не имея возможности выбраться. Вот что значит находиться в плену стереотипов, подумалось мне.
Продолжить наш диалог удалось несколькими часами позже, причем мой собеседник рассказывал об острове с таким упоением, будто нет иных райских мест на земле, кроме как остров Чечень…
«ЖИВАЯ» ЖИЗНЬ
– Мне, никогда не бывавшей на острове Чечень, с трудом представляется, чем вы занимаетесь там круглые сутки, но очень интересно. Может, расскажете?
– Поверьте мне, людям здесь есть чем заняться. У кого какая живность водится: овцы, коровы. С утра печку истопить надо, кушать приготовить, обогреться, у нас же нет батареи. Кто не лентяй, тому до скуки дела нет. Я, допустим, встаю в пять утра. Прихожу домой к 10 вечера. Сегодня делал подомовой обход, составлял списки по месту жительства людей: кто здесь временно проживает, кто на постоянной основе. Зайти, спросить и выйти – здесь так не получается. С людьми надо поговорить, на их вопросы ответить, выслушать. На это уходит целый день.
Со связью на острове проблема. Связь ловит только в определенных местах, поэтому на телефон отвлекаться времени нет. Здесь не как в городе – все зависают в гаджетах. У нас жизнь кипит, и везде надо успеть. Сейчас у нас Ростелеком вышку строит, чтобы Интернет был, и остров не был в отрыве от остального мира, кабельное телевидение фирма «Элко» провела.
– Данные о количестве жителей острова в Интернете разнятся. В 2017 году указывалось, что численность людей на острове составляет 120 человек. В этом году уже 50. Люди покидают остров?
– Я прошел по округе: примерно 45 домов стоит, 51 человек проживает постоянно. Весь вопрос в работу упирается. Раньше здесь был рыболовецкий колхоз-миллионер. На моей памяти в поселке больше 100 домов было. После того как люди разъехались, около 100 домов поломали на дрова, чтобы их из города не везти. А сейчас порядка 45 домов стоит, где люди живут на постоянной основе. И они не находятся в отрыве от всего того, что происходит в республике, в стране. Двое жителей острова Николай Григоренко и Павел Васенкин ушли добровольцами на СВО. Мы ими гордимся.
– Вы коренной житель острова, у вас не возникало желания уехать в поисках лучшей доли, скажем так. Все ведь ищут, где лучше, комфортнее…
– Мой отец здесь родился, мои деды и прадеды жили здесь. Папа работал в колхозе, потом трактористом, мама трудилась в детском садике. И я переживаю за остров. Я очень хочу, чтоб здесь жили люди, как в былые времена. Я помню, как в советское время «кукурузник» летал с острова в Махачкалу, и не было проблем с транспортным сообщением. Санитарный самолет прилетал в любое время, по необходимости. Колхоз работал. Все это потом при мне рушилось в 90-е годы – и колхозы, и Дом культуры. Как и везде, в перестройку.
Когда Сергей Алимович к нам приехал, посмотрел, как мы живем – газа нет, нет электроснабжения, он предложил людям перебраться в город. На собрании жители острова, воодушевившись, пожелали уехать, меньшая часть изъявила желание здесь остаться. В том числе и я. Я ведь отсюда всего пару раз уезжал. В первый раз на службу в армию, потом был период, когда мне захотелось сменить место жительства, и лет 8 меня на острове не было. По специальности я сварщик-монтажник, работал на стройках по республике. На остров вернулся по бытовой причине: что-то нужно было подправить, «поделать», скажем так – и с того времени здесь и остался. Основная причина, почему отсюда люди уезжают – отсутствие работы. Супруга моя тоже в городе работает, на выходные сюда приезжает с младшим сыном.
– В разное время в приезд и в отъезд чиновников озвучивалась проблема транспортного сообщения острова с городом. В годы руководства республикой Рамазаном Абдулатиповым шла речь о выделении острову катера или лодки. Поэтому спрошу прямо, этим удалось решить проблему транспортного сообщения?
– Нам подарили лодку рыбацкого типа. Сейчас обещали выделить специальное плавсредство, предусматривающее все особенности перевозки людей. Остров постепенно превращается в полуостров, вода мало-помалу отступает. Я за всю жизнь такого не припомню. Но сейчас берег обмелел и благодаря этому удалось провести сюда кабель. И если все так будет продолжаться, то, возможно, появится путь на остров по земле.
ВОПРОС ОТКРЫТ
– Легко ли быть главой на острове, где проживает 50 человек. По факту, вы всегда у всех на виду, и, как мне кажется, остров с таким количеством жителей – это одна большая семья. Все прозрачно и ничего не упрячешь. Все и всё про всех знают.
– Конечно, люди здесь в каком-то смысле особенные. Некоторые считают, что остров чуть ли не их собственность. Потому что они находятся далеко от города. Но, как вы сказали, мы все друг друга знаем. Да, наше житье напоминает жизнь хутора или села. Иногда любят байки друг о друге рассказывать, что-то от себя прибавлять (смеется). А в целом все живем дружно.
– Как вы считаете, все же что будет лучше для людей – оставить остров и, получив квартиру, наслаждаться городскими условиями. Или же остров нельзя покидать, его нужно развивать…
– Суть в чем: когда людям сказали о квартирах, они польстились на перспективу жить в городе, иметь все бытовые условия. Но я им напомнил: а вы готовы полностью, насовсем оставить остров и уехать? И вот здесь они крепко задумались: а почему мы должны отсюда уходить?
– То есть был такой эмоциональный срыв: но когда поняли, что остров – всё (!), то начали задаваться вопросом, а сможем ли мы жить без острова?
– Многие привыкли к острову. Но давайте сами поразмыслим, вот если сейчас в городе отключить на месяц свет или воду – что там начнется? (Отвечаю: – Коллапс. – Прим. авт.)
А на острове ничего не будет. Люди приучились заготавливаться к зиме, ловить разрешенную рыбу – частиковую и вести свое домашнее хозяйство. Мясо у нас свое. Бараны ничем не болеют, потому что до нас болезни не «долетают». И все говорят, что у нас очень вкусное мясо. Просто люди хотят городские условия, но, покинув остров, образ жизни тоже придется сменить. Поэтому вопрос для них остается открытым.
– А чем там себя люди развлекают? Дети? Нет там аттракционов, развлечений для детей? Вся жизнь крутится вокруг домашних дел?
– Когда приедете сюда, вы поймете, как здесь хорошо, и вопросы отпадут сами собой. Да, домашних дел много, люди загружены, и нет такого, чтобы кто-то тут заскучал. Да и потом, если что-то нужно, могут в город поехать, посмотреть или купить, что им надо. Город – это не только удобства и развлечения, но и большие расходы: на острове люди запасаются заранее всем необходимым, закупают продукты до марта. В городе другая жизнь, там хлеб покупают ежедневно, здесь – нет: на острове даже мужики умеют печь хлеба. А какой вкусный хлеб пекла моя мама… Таких хлебов сейчас нигде не сыщешь.
ОСТРОВНАЯ РОМАНТИКА
– Дагестан в целом и Махачкала интересуют туристов. Как вы думаете, остров может стать еще одной точкой притяжения для приезжих? Островная романтика все же, новые ощущения…
– Не жителям острова, чтобы сюда приехать, надо оформить спецпропуска и сделать это за 15 дней до приезда. Потому что здесь погранзона. Но почему бы нет? У нас были люди из Швейцарии, снимали документальный фильм об острове: приезжали летом и зимой. В этом году побывали, можно сказать, наши туристы. Я их взял на ночевку к себе домой. И до сих пор они вспоминают. Женщина – она работает и живет в Москве – пишет, что хочет своим дочерям наш остров показать. Спросил, что тут показывать? А она говорит, надоели заграничные поездки, хочется просто побыть на природе.
– Люди тоскуют по настоящим эмоциям, по гармонии с природой.
– Моя родственница из Воронежа говорит, что ее детям очень здесь понравилось. Чистая вода, мелководье, вода нагревается летом, бывает очень теплой. Сюда можно приезжать любителям водных видов спорта. А еще на острове водятся лисы, кабаны, волки. Да, можно здесь развивать туризм, но, наверное, нужен хороший инвестор.
– А ваши дети довольны жизнью на острове? Хотят вернуться?
– У меня трое сыновей, старшему 30, он и в Сирии, и в Армении был, и в Луганске. Сейчас оба по контракту служат. Они любят остров, но, как и все, говорят, что была бы работа, безвыездно жили бы здесь. А младший сын тоже скучает по острову. На каникулах, на выходных, при любой возможности сюда приезжает. Здесь рыбалка, друзья и тишина, которой нет в городе. Он подолгу спит, устал, говорит, от городской суеты (смеется).
– Школа, медицинское учреждение – как они функционируют на острове? В условиях оттока населения учителям есть кого сажать за парты? Насколько эти учреждения соответствуют нуждам людей?
– Новый ФАП у нас есть. Я его сам построил, своими руками. К нам хотели привезти сборный ФАП, но перевезти его не получалось. Поэтому пришлось строить вручную.
В ФАПе работает очень хороший фельдшер, настоящий профессионал своего дела Лаюза Багатирова, все необходимую помощь людям она оказывает. Некоторые пенсионеры думают, что лекарства им полагаются бесплатно. Приходится объяснять, что лекарства государство не выделяет. Их нужно покупать. Почти так же у нас с байдаркой получилось: когда нам ее выделили, некоторые подумали, что на ней можно бесплатно добираться до города. А ведь в городе они платят за транспорт. Так и здесь, нужно оплачивать, а иначе чем его заправлять будем? Вот такие моменты тут бывают.
У нас был случай два года назад – девочка руку сломала, позвонили в Минздрав, за ней прилетел вертолет. К нам проблематично доехать, поэтому за две недели до даты на остров приезжают представители избиркома и корреспонденты, проводят досрочное голосование. Все как полагается, из жизни мы не выпали.
В школе полный комплект учителей, несмотря на то, что учеников немного – всего пять. Чтобы вы не удивлялись, для сравнения скажу – когда я в школе учился – это в 80-е годы, тогда нас тоже 4 человека в классе было.
– В школе 5 учеников – роскошные условия для учебы… в городских школах классы перегружены.
– У нас полный комплект учителей, и все необходимые условия для учебы созданы. Грызи науку только так (смеется), и все, как положено, у нас в школе отмечается – все события.
– Вы уже неоднократно упомянули о приезде Сергея Алимовича. А что изменилось после его визита?
– Мы очень рады, что он приехал к нам, для людей его приезд стал большим событием. По нашей просьбе выделили нам микроавтобус УАЗ, в народе его называют «буханкой». Нужен он для перевозки грузов. И сейчас, как нельзя кстати, пригодился рабочим, строящим вышку Ростелекома. В стройке задействованы жители острова, для них это возможность дополнительного заработка. Интернет у нас будет, забор новый для школы поставили, администрация города выделила средства на поставку дров для отопления общеобразовательной школы №23, находящейся на острове, спортивную площадку. По поручению главы республики должны нам электричество сделать с помощью солнечных батарей или еще в какой-то другой форме. Сейчас мы заряжаем телефоны от аккумулятора. Телевизор работает от аккумулятора. Единственное, холодильников у нас нет. Но мы мясо солим. Мы приспособлены к жизни, мы не выживаем. Мы живем, и это правда.
Обещали нам выделить водный транспорт. Центр ГО и ЧС РД купит катер на воздушной подушке, который, как предполагается, будет курсировать между островом и селом Старотеречное. С учетом мелководья нам понадобился такой универсальный транспорт, который сможет и на воду выйти, и по мелководью пройти.
И вообще то, что Сергей Алимович сам к нам приехал… люди воспряли духом. Жители острова поняли, что он о нас помнит, и мы здесь не заброшены. Конечно, со стороны мэрии к нам тоже есть внимание. Мы на связи с Кировской администрацией, все вопросы находятся у них на контроле.
– Остров к зиме готов?
– У нас только ленивый не готов. Жаловаться мы не любим, стараемся приспособиться к имеющимся условиям.
P.S.: Глава острова Чечень убеждал меня, что, только посетив остров, можно понять и прочувствовать его особенную красоту. Но эти слова были излишни. За время беседы я настолько прониклась историей Валерия Павловича об острове, что дала себе слово: будет возможность, обязательно приеду… или приплыву на плавсредстве. Ведь остров, описанный Беловым – душевный, гостеприимный и уютный, и люди там действительно живут, а не выживают.
Лариса ДИБИРОВА