Мусульманин — это человек, обладающий самым благим нравом и прекрасными качествами. Верующий всегда должен быть вежлив, учтив и деликатен. Проявление грубости в разговоре является одним из бедствий языка. Проявление грубости не к лицу мусульманину, даже по отношению к тем, кто грубо обращается с ним.
Посланник Аллаха ﷺ был для всего человечества примером вежливости и благонравия. Даже с теми, кто совершил тяжкие преступления, Пророк ﷺ не обращался грубо. Таким отношением к окружающим он показывал красоту ислама и, соответственно, вел призыв.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «По милосердию от Аллаха (по причине милосердия, которое Аллах вложил в твое сердце) ты, о Мухаммад, мягок, добр, снисходителен к сподвижникам, несмотря на то, что они нарушили твой приказ и ослушались тебя. А если бы ты был грубым, обладал жестоким сердцем и обращался с ними грубо и жестко, то они отошли бы от тебя. Прости же их за тот вред, который они причинили тебе, о Мухаммад, проси Аллаха о прощении для них и советуйся с ними во всех своих делах, чтобы люди последовали за тобой» («Сафват ат-тафасир», сура Али ‘Имран: 159).
Посланник Аллаха ﷺ не только сам проявлял вежливость и деликатность в общении с людьми, но и учил своих последователей и соратников проявлять вежливость и отказаться от грубости.
От Яхйи ибн Са’ида передается, что он слышал, как Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды в мечеть явился какой-то бедуин и стал мочиться. Люди начали возмущаться, но Пророк ﷺ запретил им это. Когда тот бедуин закончил мочиться, Пророк ﷺ велел принести ведро воды и полить ею то место, где он помочился» (Бухари, 221).
В другой версии этого хадиса, которую передает имам Муслим от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сообщается следующее: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Не прерывайте, оставьте его”. И люди оставили его. Потом Посланник Аллаха ﷺ подозвал его и сказал ему: “Поистине, мечети предназначены не для того, чтобы мочиться или как-то иначе загрязнять их, они предназначены только для поминания Всевышнего Аллаха, молитв и чтения Корана”» (Муслим, 284).
Как мы видим, Посланник Аллаха ﷺ не стал ругать бедуина, который по своему невежеству непреднамеренно помочился в мечети. Он также остановил людей, которые, пытаясь исправить поведение бедуина, начали кричать на него. А потом Пророк ﷺ в очень деликатной форме сказал бедуину, что так в мечети поступать нельзя.
А теперь давайте спросим самих себя, обращаемся ли мы так же деликатно с людьми, которые даже не совершали ничего предосудительного. Мы помним видеоролики, в которых некий человек в очень грубой форме делал замечания туристам, практически оскорбляя и унижая их. Такое поведение не красит мусульманина.
Если заглянуть в соцсети и прочитать то, что пишут там мусульмане и как они обсуждают некоторые публикации, то дело обстоит еще хуже. Наши братья и сестры готовы сожрать любого человека, даже не выяснив достоверность информации или намерение оппонента.
Мусульманин должен всегда держать себя в руках, ему не подобает проявлять грубость с людьми, независимо от того, где он общается – на просторах интернета или в реальной жизни. То, что верующий обращается к кому-то через монитор компьютера или экран смартфона, не дает ему права грубить и оскорблять человека.
Однако есть такой случай, когда проявление грубости уместно. Мусульманин может при необходимости проявить грубость, когда он общается с неверующими, приверженцами нововведений, тиранами и деспотами, если вежливое обращение, мягкие слова и наставления не принесли никакой пользы.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «О Пророк! Борись с неверными мечом и с лицемерами – языком, приводя им доводы, и будь суров к ним» («Сафват ат-тафасир», сура Ат-Тавба, 7:73).
За исключением вышеуказанных ситуаций мусульманину следует говорить с людьми мягко, быть приветливым и улыбчивым. Вежливость в общении с людьми и произнесение только того, в чем заключается благо, ведет к прощению грехов.
От Хани ибн Язида (да будет доволен им Аллах) передается, что он попросил Посланника Аллаха указать ему на такое дело, которое введет его в Рай, и Пророк ﷺ сказал: «Поистине, к тому, по причине чего обязательно будет дано прощение, относится распространение саляма (приветствия) и вежливость в беседе» (Табарани, «Муджам аль-Кябир, 469).
От Ан-Ну‘мана ибн Са‘да передается, что Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк ﷺ сказал: “Поистине, в Раю имеются дома, внешний вид которых можно увидеть изнутри, а внутреннее убранство – снаружи”. Один бедуин встал и спросил: “А для кого они предназначены, о Посланник Аллаха?” Пророк ﷺ ответил: “Они для тех, чья речь была приятной, кто кормил едой неимущих, долго постился и молился Аллаху по ночам, когда люди спят”» (Тирмизи, 1984).
То, что говорит человек, является зеркалом его внутреннего мира, поэтому каждый мусульманин должен соблюдать культуру общения, стараться использовать общеупотребительные благозвучные слова и ни в коем случае не проявлять грубость в своей речи.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru