Ситуация на дорогах города и в местах массового скопления людей, каковыми являются рынки, не нуждается в описании. Каждый горожанин, будь он автовладелец или пешеход, прекрасно знает и видит эти ужасающие пробки и хаос, что творится вокруг торговых точек. Руководство города сменялось уже не раз, но одно остается неизменным – каждый руководитель пытается найти решение этой проблемы. Кто-то пытался реализовать идею выноса всех рынков за черту города, кто-то – сделать центр пешеходным, надо отметить, что ни та, ни другая инициатива энтузиазма у горожан не вызвала.
Нынешняя команда мэрии Махачкалы под руководством Юсупа Умавова видит решение по-другому. О том, как именно, мы поговорили с заместителем мэра, курирующим организацию дорожного движения, Рустамом Магомедовым.
– Рустам Магомедович, у горожан много вопросов. К примеру, почему именно с платных парковок начали? Город пытается заработать на этом? Не получается ли дискриминация в пользу обеспеченных?
– Сразу скажу, нет! В этом вопросе изначально не совсем правильно акцентируется внимание. Основная наша цель – высвободить те места, которые месяцами и годами занимают одни и те же машины. Часть машин хоть и уезжают ночью, но приезжают утром и весь день занимают место. Наша задача в первую очередь высвободить эти места и запустить каждое высвобожденное парковочное место в оборот, чтобы горожане не кружили часами вокруг рынков в поисках места, хотя бы для посадки, высадки людей, погрузки товара. Более того, рассматривается возможность полностью запретить дневную стоянку автомобилей весом более 2 тонн вокруг рынков. Люди, которые ищут место, снижают скорость потока, а то и вовсе его останавливают, встав вторым рядом, все это распространяется на несколько кварталов и скорость потока падает во всем центре города. Что касается дискриминации, то я бы сказал наоборот – вводится принцип общей доступности.
– Какие еще меры принимаются и будут приняты? Как в целом нынешнее руководство города видит решение данной проблемы?
– Вопрос приведения в порядок организации движения в городе, в том числе и пассажироперевозок, был одним из первых, который Юсуп Джанбекович озвучил, и он все время держит его на контроле. Однако решение этого вопроса требует комплексного и взвешенного подхода. У нас маршруты в городе не менялись 20 лет, тогда как организация маршрутов должна периодически пересматриваться и подстраиваться под требования города и горожан. Многие из маршрутов устарели, некоторые дублируют друг друга. Требует пересмотра и схема организации движения – анализ трафика в различных районах города показывает, что сейчас она не оптимальная. Все это нами сейчас прорабатывается. Начата работа по пересмотру форм функционирования и общественного транспорта, и маршрутов, и остановок, и парковок. Расширение и строительство новых дорог – не выход. Это очень дорого и далеко не всегда эффективно. Уже доказано, чем больше дорог – тем больше машин. Это так называемый парадокс Браеса. Да и места под расширение дорог в центре Махачкалы не найти. Если закрыть центр и сделать его пешеходным, это в данной ситуации только усугубит ситуацию на прилегающих к центру территориях. Поэтому поэтапно будут вводиться сначала те меры, что не сильно затратны, быстро реализуемы и эффективны, а по мере готовности уже и более фундаментальные меры.
– Где парковка будет платной и когда все это заработает?
– Пилотный проект по введению платной парковки первым будет запущен на улицах Батырая (район рынка №2), Толстого, Коркмасова, Дзержинского, Титова и Абубакарова. Произойдет это в ближайшее время. На месте будущей парковки, которая займет около 6 тысяч «квадратов» существующей улично-дорожной сети, идет нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков, информационных щитов и паркоматов. Кроме того, разработаны сайт и мобильное приложение. Предполагается создание практически 500 парковочных мест. Парковка будет работать с 8 утра до 8 вечера, стоимость одного часа нахождения автомобиля на парковке составит 50 рублей. Как уже было сказано, пока это пилотный проект: первый месяц будет тестовым. То есть вам будет приходить сообщение, но штрафа первый месяц не будет. Это позволит горожанам привыкнуть к тому, что места платные, а нам – собрать данные и проанализировать. Потом уже начнут приходить штрафы. Еще спустя определенное время будет принято решение о дальнейшем расширении платного парковочного пространства. Забегая вперед скажу, что расширение будет охватывать зоны административных зданий, рынков и другие самые загруженные улицы и участки города.
– Насколько мне известно, ЦОДД не имеет доступа к персональным данным и не может выписывать штрафы, материалы необходимо будет направлять в ГИБДД, насколько все это будет оперативно?
– Эта работа будет проводиться в тесном взаимодействии с МВД республики. ЦОДД фиксирует нарушения и направляет их в уполномоченный государственный орган для принятия дальнейших мер административного характера.
– Мы уже писали, что в городе нет места для парковки туристических автобусов, поэтому передвижение по городу для туристов крайне затруднено. В этом направлении что-нибудь делается?
– Яркий пример того, насколько разнопланово нужно подходить к вопросу организации движения и парковок в городе. Тут ведь нужно составить маршрут, чтобы туристу было интересно, правильно расположить парковки, чтобы было удобно туристам и при этом не мешало горожанам. Поэтому работа над составлением туристических маршрутов и парковочного пространства требует слаженной деятельности разных структур администрации, взаимопонимание с коллегами у нас есть.
Камиль ОМАРОВ