Многодетная мать рассказала «МИ» о своей большой семье
2024 год, объявленный Годом семьи по Указу президента России, станет особенным для многодетных родителей. Для них и их детей органы власти предусмотрели меры государственной поддержки. И если ранее мотиваторами для повышения рождаемости служили финансовые инструменты в виде материнского капитала на второго ребенка, и даже на первого, введенные в 2020 году, а в последующем ежемесячные пособия, укомплектованные в единый формат универсальных выплат, то теперь список льгот для многодетных зримо расширился. Наиболее действенные из них – обеспечение школьной одеждой, лекарствами до 6 лет, бесплатный проезд для детей, снижение платы за коммунальные услуги…
СИЛА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
Для дагестанцев, известных своим обостренным чувством юмора, материнский капитал несколько лет назад стал не только реальной помощью для семейных пар, но и предметом для всевозможных гротескных видеозарисовок и мемов. Самые «отъявленные» юмористы с помощью калькуляторов подсчитывали, какие материальные блага им сулит многоженство с последующим рождением вторых детей. Но если опустить все детали, связанные с извлечением «полезного» из брачной жизни, надо все-таки отметить, что в Дагестане, как нигде, сильны традиции многодетности. И богатство семьи по-прежнему оценивается не наличием благ, а количеством детей. Поэтому во многих семьях они рождаются не соразмерно обещанным льготам и преимуществам, а потому что «хотели», где двое – там и трое и т.д. И еще тот неоспоримый аргумент в пользу многодетности, когда каждого ребенка родители считают проявлением милости Всевышнего.
– Наверное, кто-то подумает, что нет у нас никаких забот, потому что цены сейчас растут и, казалось бы, надо обеспечивать тех детей, которые есть, а не думать о рождении новых. Да, забот у нас хватает, но разве сравнятся они со счастьем материнства? – говорит моя собеседница Джамиля Гаджимирзаева. Ее голос звучит так возвышенно и любовно, когда она говорит о детях. И ей в свою очередь сложно понять тех, кто за спиной, а иногда и прямо в глаза ей говорит: ты не устала от этих нескончаемых хлопот, связанных с детьми? Ты не хочешь отдохнуть, уделить время себе?
– Мне 44 года, – не скрывает свой возраст Джамиля. – Когда выходила замуж, муж – единственный ребенок в семье – думал о двоих, троих детях, а мне хотелось большую семью. Была бы возможность, я и не остановилась бы на пятом ребенке. И наверное, так и было бы, если не… считать того, что проживает семья Гаджимирзаевых на съемной квартире. И ни на что не жалуется. Главное, что дети здоровы и сыты, Альхамдуллилах. Джамиля благодарна Всевышнему за то, что у нее есть такое богатство, как большая семья, и она верит, что если не они сами – родители, то дети смогут и постараются заработать на свое жилье. Джамиля рассуждает так оптимистично, окидывая взглядом стены квартиры, ставшей пристанищем для ее семьи, а я подумала о том, что, вероятно, не каждый решился бы стать многодетным родителем в ее положении. Но Джамиля это опровергает, ее материнские чувства настолько огромны, что сполна хватило бы на десяток женщин. И противопоставлять им материальные условия и блага, наверное, безумие. Как можно строить стены вокруг огромного сердца, переполненного чувством материнской любви? Это невозможно, не удержишь.
ГДЕ ТРОЕ – ТАМ И ПЯТЕРО
– Я родилась в многодетной по российским меркам семье. Нас было трое, я самая старшая. Родители воспитывали нас так, что многое человеку под силу. Надо только выбрать (хочу или не хочу), и если выбор остановится на «хочу», то ничто не сможет помешать тебе. Будешь добиваться своего, – рассказывает она. Сильная характером Джамиля не боялась трудностей. И когда отец, всю жизнь проработавший в правоохранительных органах, заболел онкологией, семья не пала духом. «Ездили в Москву, лечили папу, и тогда мы думали, что останемся в столице, не вернемся в Дагестан. Но сердце тянуло обратно, хотя многие наши родственники живут вне Дагестана», – поясняет она. Можно сказать, что ее мечта сбылась. Джамиля вышла замуж и осталась жить в Махачкале, и все складывалось прекрасно поначалу.
У мужа было две квартиры – небольшие по площади, но он решил их продать, купить землю и начать на ней строить. И вот, когда все этапы плана были реализованы, случилось то, что в Дагестане, к сожалению, перестало быть редкостью. Деньги он отдавал под честное слово, но после строительства дома выяснилось, что земля принадлежит другому человеку… Семье пришлось выехать и перейти на съемную квартиру, в которой они и проживают по сей день.
«Первые трое детей родились, когда у нас был свой дом, – объясняет Джамиля. – Конечно, мы и подумать не могли, что так получится, но даже после этого старались не поддаваться негативным мыслям. Мама нас воспитывала так, что в каждом человеке есть хорошая сторона и надо ее видеть и ценить».
За помощью семья обратилась в приемную Владимира Путина партии «Единая Россия». Благодаря этому Джамиля нашла работу. «В приемной президента депутат НС РД Керим Басирович Гусейнов, тогда он был руководителем “Газпром-Трансгаз”, предложил мне работу. Он очень помог нам тогда, я благодарна всем, кто нам помогал и словом, и делом, – говорит Джамиля. – Мы обратились к прежнему мэру Саиду Джапаровичу, и он помог устроить наших детей в детский сад вне очереди». С огромной благодарностью Джамиля вспоминает еще двух людей, которые помогали и продолжают оказывать ей помощь – Алиева Людмила Александровна и Меркулова Рукият Ахмедовна, которые работают в приемной В. Путина.
Сейчас женщина в декретном отпуске. Муж работает на стройках. Но работа у него нестабильная, еще и здоровье начало подводить. Поэтому выплаты на детей – огромная помощь для семьи, признается Джамиля. «Для нас это большая поддержка. Я получаю на 5 детей, и, конечно, любой родитель сейчас поймет меня, когда скажу, что все деньги уходят только на их потребности», – рассказывает многодетная мать.
Они хотели бы сделать косметический ремонт в съемном жилье. Да и дети просят, хотят, чтобы было не хуже, чем у других. Возможности пока такой нет. Близкие Джамили – мама и сестра рады были бы ей помочь, но тяжелый недуг – онкология поразил и их. Правда, Джамиля признается мне, что никогда не падает духом. «Мои дети окрыляют меня. Может, это кисмат у меня такой, не получается заиметь свое жилье. Может, дети смогут себе заработать?» – рассуждает она. Для нее сейчас первостепенная задача дать детям образование, чтобы они росли, ни в чем не испытывая нужды.
Ведь когда-то и ее родители постарались всем троим своим детям дать высшее образование. Правда, работать по специальности у Джамили не получилось. Сначала болезнь отца, затем замужество, дети-погодки. Она всегда была погружена в семейные заботы, и некогда ей было передохнуть. Хотя сейчас, когда я спрашиваю у нее, что говорила мама, узнав об очередном пополнении в семье дочери, она признается, что на четвертого ребенка мама предупреждала дочь, что заботы вырастут вдвойне, ведь трудностей и так хватает. До этого ли? Но пятому мама была неимоверно рада. Любовь к детям, наверное, ни с чем не сравнить. А еще любовь и нежность детей, проявляемые к родителям: что может быть прекраснее этого?
Конечно, жизнь с детьми – это каждодневный труд, ежедневные уроки с каждым из четырех школьников, еще и грудничок Рамазан на руках, но когда смотришь в глаза ребенка, разве можешь все это воспринимать как труд? «Это счастье, мое личное счастье. Я, наверное, решусь и на шестого, если здоровье позволит», – мечтает Джамиля. А еще она возлагает большие надежды на Год семьи. Наверное, было бы хорошо, чтобы многодетным была поддержка в виде земельного участка на семью. И вроде как есть такой закон. Но в Дагестане он трудно реализуем или многодетных семей очень много, понимающе комментирует она свое пожелание.
Муж Рамис очень любит детей и благодарит Всевышнего за большую семью. И Джамиля, рассказывая о своей семье, сопровождает каждое предложение благодарственным словом «Альхамдуллилах». Потому что смысл жизни она и ее супруг видят в этом – простом семейном счастье, а все остальное можно пройти, достичь или обойти, не более того.
Лариса ДИБИРОВА