Вряд ли кто сегодня без запинки сможет ответить, почему именно 4 ноября празднуют День народного единства. Зато сочетание двух фамилий – Минин и Пожарский – помнят почти все. Но как эти имена связаны с праздником и в чем его идеологическая ценность – рассказали сегодня в Центральной городской библиотеке нового поколения.
Спикером мероприятия «Многообразие в единстве» выступила председатель комиссии по депутатской этике и вопросам мандата, зампредседателя Молодежного парламента при МГС Габибат Кадирова.
История установления праздника восходит к 2005 году. В тот год День народного единства впервые отмечался народами России как государственный праздник, в некотором роде «сменив» другой памятный день, более привычный для людей из советского прошлого, 7 ноября. Но Кадирова говорила не столько о самой дате, сколько о том историческом событии, которое легло в основу знаменательного для страны дня. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский освободили Москву от польских интервентов. Признательные потомки подвиг соотечественников не забыли – в 1818 году в Москве на Красной площади открыли памятник, сооруженный на средства общественности, с надписью на пьедестале: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия лета 1818 года».
В период с 1584 г., когда умер царь Иван Грозный, до 1613 года страна переживала смутные времена. Битва за престол, сложная обстановка во внешней политике, гражданская война, а позже и русско-польская ослабили государство. Но призыв патриарха Гермогена изгнать польских захватчиков был услышан народом. Ополчение во главе с Мининым и Пожарским, куда принимали всех вне зависимости от происхождения и вероисповедания, сумело отстоять русскую державу.
Примечательный факт – земское ополчение взяло штурмом Китай-город, взяв с собой чудотворную икону Казанской Божьей Матери. Уверовав в то, что благодаря иконе удалось одержать победу, князь Пожарский построил на собственные средства Казанский собор. А в 1645 году по указу царя 4 ноября был установлен как праздничный день в знак благодарности пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечался до 1917 года.
– Почему этот праздник связывают именно с теми событиями? Сугубо ваше мнение, а знание истории здесь абсолютно не нужны, – предупредила Кадирова, обратившись к залу.
– Это историческое событие показывает пример народной сплоченности, – прозвучал ответ, который вполне устроил спикера.
Экскурс в прошлое сопроводили презентационным видеороликом. «Мы все очень разные – страна у нас одна, народ один, вместе мы – сила!» – безапелляционно сообщил закадровый голос, в то время как на экране демонстрировались географические красоты страны. Но самое интересное слушателей ожидало потом. Спикер предложила всем разделиться на две группы, одна из которых должна была представить три аргумента в «защиту» праздника, другая – мотивировать позицию, исходя из которой республика может существовать автономно. Задание, на первый взгляд, несложное, вызвало массу эмоций у слушателей, которые пришли на мероприятие (как они полагали) ради присутствия, но стали полноценными участниками события. Каждый мог высказать свое мнение, и пусть даже не всегда грамматически выверенно, но сам подход спикера оказал на слушателей побуждающее действие. «Пришли, услышали и забыли», – это не про сегодняшнее мероприятие. Слушатели – молодые люди – размышляли об основах праздника с позиции его исторической составляющей и тех ценностей, которые он несет современникам. И тем интереснее было слушать молодых людей, чья речь еще не отягощена шаблонными фразами. Как будто заново и осознанно открываешь для себя смысл словосочетания «народное единство». Почти как второе дыхание.
Лариса ДИБИРОВА