– С портом сопряжены практически все направления, которые находятся в основе социально-экономического развития Республики Дагестан: промышленность, аграрно-промышленный комплекс, сфера строительства, сфера производства различного рода товаров. Если Санкт-Петербург – окно в Европу, то для нас махачкалинский порт, ну и в целом для страны – это такое окно, которое «прорубается» по Великому шелковому пути, но уже немножко в другом ракурсе, – сказал Глава РД Сергей Меликов на совещании, посвященном работе Махачкалинского торгового порта.
В сегодняшней непростой ситуации «окнам в Европу» необходима эффективная альтернатива, которая поможет преодолеть кризис, в том числе – по причине западных санкций. В таком разрезе торговый порт Махачкалы – приоритетный объект федерального значения.
На совещании генеральный директор порта Джамал Алиев рассказал о восстановлении и развитии мощностей предприятия для увеличения его пропускной способности.
Планируется строительство нового зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год, капитальный ремонт и реконструкция действующих причалов, строительство железнодорожных путей с примыканием к инфраструктуре ОАО «РЖД», модернизация контейнерного терминала с повышением его мощностей.
Также будет реализовано строительство сухого порта для обслуживания всех типов транзитных грузопотоков, следующих в прямом и смешанном сообщении по МТК «Север – Юг» через сухой порт.
Сегодня порт Махачкалы располагает 12 причалами, тремя сухогрузными терминалами и четырьмя судами вспомогательного флота для перевалки и перевозки грузов. За 11 месяцев 2024 года было перевалено 838,6 тыс. тонн сухих грузов и 1 799,8 тыс. тонн нефти. Осуществлялась перевалка 15 видов групп товаров. Это в основном зерно, цемент, строительные материалы, удобрения, древесина, мука, нефть и нефтепродукты.
Сам Махачкалинский морской торговый порт состоит из двух гаваней: Сухогрузной и Нефтеналивной. Для восстановления существующих мощностей и увеличения их на перспективу уже сегодня ведутся строительно-монтажные работы по ремонту, модернизации, реконструкции существующих объектов и строительству новых.
После завершения работ мощность порта достигнет 11 млн тонн в год: 3,1 млн тонн в год для сухих грузов и 7,9 млн тонн в год для наливных грузов.
Также планируется создание обходных магистралей: дорожной и железнодорожной, чтобы большегрузы при транспортировке не создавали заторы на городских дорогах.
Проекты уже прошли необходимые проверки.
Сергей Пылин, генеральный директор ФГУП Росморпорт:
— В период 2025-2026 гг. предприятием запланированы работы по капитальному ремонту двух причалов паромной переправы – железнодорожной и автомобильно-паромной…
Также к 2028 году планируется завершить реконструкцию по удлинению южного мола и строительство комплекса сооружений для стоянки служебно-вспомогательного флота и средств навигационного обеспечения, что окажет положительный эффект на безопасность мореплавания за счет снижения заносимости проходного канала…
В этот же период на территории Махачкалинского морского торгового порта планируется завершение создания искусственного земельного участка, на котором будем размещен склад материально-технического обеспечения морского флота с бытовыми помещениями и ремонтными мастерскими, – сообщил докладчик.
Также ведётся работа по внедрению квалифицированных кадров:
– Международный транспортный коридор «Север – Юг» и развитие всего Дагестана без образования, без подготовки кадров, а также повышения их квалификации, разработки важнейших научных разных исследований – невозможны. Они будут здесь необходимы. Сейчас мы видим перечень реализуемых образовательных программ, которые проходят в колледже – это очень хорошие программы, те, которые сегодня нужны Республике Дагестан, — сообщила директор Каспийского института морского и речного транспорта им. генерал-адмирала Ф.М. Апраксина Ольга Карташова.
Предварительно в мае этого года Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении АО «Север – Юг», в уставной капитал которого переданы 100% акций Махачкалинского порта.
Распоряжением Правительства РФ определен стратегический инвестор, который направит более 7 млрд рублей на модернизацию и реконструкцию портовой инфраструктуры Махачкалы. Проект рассчитан в среднем на пять лет.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА