«Ужасные пробки, стояли полтора часа», – истории о том, как заканчивается будничный день в месяц Рамадан похожи одна на другую. Парадоксально, что заторы возникают в предзакатное время на известных перекрестках. Не иначе как «заговор» водителей?
Тг-каналы пестрят возмущениями, скриншотами с навигаций, демонстрирующих уровень красной «опасности» для водителей. Опасности застрять на десятки минут, а то и больше. Но дело не только в несоблюдении правил и прав друг друга. А в нечто большем, что привычно называют «менталитетом». Но на деле относится к проблеме двойных стандартов. Этот принцип по умолчанию включается в сознании людей, когда «вторые» хотят опередить «первых» и т.д., выстраивая собственную систему справедливости по шкале – «он не прав, потому что прав – я». При этом каждый отбрасывает саму мысль, что он часть общества, в котором должны срабатывать «надстройки» взаимоуважения. Или коллективизма. И если они не работают, то система ломается, сминая всех.
Вот почему в вечернее время, предваряющее азан, жители Махачкалы становятся участниками триллера «Спешащие на ифтар». Изматывающей документалистики, в которой нет главных героев, но верх над всеми берет огромная серая масса, расползшаяся по проезжей части и поглощающая «машинолюдей».
– На ул. Ленина есть сходящие? – интересуется водитель. – Минимум полчаса стоять будем.
– Есть, – отзываются двое. Ради них стоим на перекрестке Ярагского и пр. Гамзатова минут 15. Затем они выходят, а остальные, примерно 13 человек, сидят еще столько же. Не проще ли было им сразу выйти, чтобы дать возможность остальным избежать долгосидения? Ну нет, а как же свой интерес, который выше остальных?
«Как все спешат на ифтар. Ма Ша Аллах! У многих настолько важный пост, чем у остальных, что это позволяет им подрезать битком набитые людьми маршрутки», – иронично делятся своими впечатлениями подписчики тг-каналов. В итоге праведное стремление постящихся совершить обряд разговения становится темой для мем-зарисовок и видео-сюжетов.
В разлетевшемся в статусах и чатах смонтированном видео «Махачкала торопится на ифтар» машины вылетают со второстепенных линий на главную, сбивая и вытесняя друг друга. Быстрее, быстрее, чтобы опередить. Кого? В чем? Юмористический ролик вызывает не смех, а смешанное чувство недоумения и сожаления. Сожаления оттого, что человек, воздерживаясь от еды и питья, проявляет несдержанность в отношении своих единоверцев. Ведь обряд разговения нельзя откладывать… А разве нельзя с утра положить в машину финики и бутылку с водой, чтобы не спешить в ущерб другим?
Задача «успеть» срабатывает в людях и при раздаче наборов для ифтара. Возле кафе рядом со Вторым рынком толпятся случайные прохожие, увидевшие наборы с пловом. Слышно недовольное бурчание тех, кто случайно «пропустил» рядом стоящего. Ведь не он, а я был первым! Или вот – в маршрутку на остановке забегает девушка-волонтер. В руках финики и бутылочки, к ней моментально тянутся руки. Надо срочно взять! А видеоролик с раздачей рулонов обоев за рубль в одном из дагестанских городов, переросший в «эпичный файтинг»?
Но ведь религиозный пост предполагает не только физическое очищение в виде временного отрезка от сухура до ифтара. По идее он должен «нацелить» человека на совершение благих дел, раздачу милостыни и пр. А также на духовное очищение – возможность переосмыслить себя, избавиться от скверны: в словах, мыслях, поступках. Своего рода попытка стать лучшей версией себя. Так должно быть, а как есть на самом деле?
Лариса ДИБИРОВА