История одного из самых талантливых паратхэквондистов в мире
Алиасхаб Рамазанов из Дагестана родился без предплечья левой руки. Это не помешало ему стать многократным чемпионом Европы и мира и представлять страну на Паралимпиаде. О том, как математика помогает попасть на Игры, первом и самом провальном турнире, а также о том, что важнее: победа или участие – рассказал сам спортсмен.
САМЫЙ БЕСПОНТОВЫЙ ВИД СПОРТА
– Первую грушу мне сшила мама. Я и сам пытался: взял мешок, вооружился ниткой с иголкой, но из-за руки и нехватки опыта ничего не вышло. А на следующий день прихожу домой из школы и вижу: груша уже висит. Ох, как же я ее лупил! Отец в те времена работал в Бабаюрте, и мы могли не видеть его по несколько месяцев. Когда он приехал, я целое сольное выступление возле груши устроил.
На тхэквондо записался, когда уже был студентом. Сперва занимался со здоровыми ребятами, а потом познакомился с президентом Дагестанской федерации паратхэквондо Русланом Биярслановым. По его инициативе уже через месяц я поехал на чемпионат России, хотя и правил-то толком не знал.
В первом же поединке с ходу набросился на соперника, наносил кучу ударов и думал: «Как я крут – на первом же чемпионате разношу оппонента». Но когда глянул на табло, оказалось, что я вчистую проигрываю. На нас были электронные жилеты, и я не знал, что они фиксируют только точные, выверенные удары. Руку подняли сопернику, и я решил, что тхэквондо – самый беспонтовый вид спорта. Сказал всем в команде, что бросаю это дурацкое единоборство.
Чуть позже я выяснил, что уступил серебряному призеру чемпионата Европы и впечатлил наставника российской команды. Он сказал, что ждет меня на сборах. Потихоньку я втянулся. Стал побеждать на внутренних соревнованиях, международных турнирах. Хотя из-за травмы ноги не смог отобраться на Паралимпиаду в Токио, в 2024 году отправился на Игры в Париж.
ГЛАВНОЕ – НАСЛАДИТЬСЯ МОМЕНТОМ
– Завоевав лицензию на турнире в Болгарии, я не сразу обрадовался – выступал последним и видел, как наши спортсмены проигрывают один за другим. Когда взял золото, чувствовал себя потерянным: вроде бы мечта сбылась, а за ребят обидно. Да и ситуация была шаткая: я понимал, что меня могут и не допустить до Игр. Вздохнул с облегчением, только когда самолет сел в Париже.
Я понял, что хочу насладиться происходящим. В итоге поймал кураж и победил со счетом 21:6. В полуфинале вырвал победу на последней секунде поединка и так громко закричал от радости, что чудом сохранил голосовые связки.
Когда такие эмоции выплескиваешь, в финале бывает сложно драться. И да, я не взял золото, зато у меня была своя кульминация. После проигранного финала ко мне подошел тренер соперника и сказал: «Я хочу, чтобы ты знал: своему парню я всегда ставил в пример именно тебя».
ОЛИМПИЙСКАЯ МАТЕМАТИКА
– До Игр в Париже я думал: выступлю удачно, завершу карьеру спортсмена и попробую себя в качестве тренера. Увидев Олимпиаду, понял, что обязан совершить дубль. Что-то не заладится в тхэквондо – метанием копья займусь, чем угодно, лишь бы еще раз поучаствовать в Играх.
К счастью, пока в тхэквондо все неплохо получается. Начался новый предолимпийский цикл, нужно набирать баллы на международных турнирах и улучшать позицию в рейтинге. Сейчас я на шестой строчке, и как раз первые шесть бойцов автоматически попадают на Игры, остальным нужно драться за лицензию. У пятого номера приличный отрыв. У меня 237 очков, у него – четыреста с лишним.
Из-за санкций россияне не выступали на международном уровне три года. Когда не ездишь на рейтинговые турниры, у тебя постепенно сгорают баллы. Хорошо, я хоть серебро на Паралимпиаде взял – это прибавило мне много очков. До Игр я вообще был на 30-м месте. Если в этом году все удачно сложится, у меня есть возможность войти в топ-3. На разных турнирах дается разное количество очков, и мы с тренерами выбираем такие, где можно и баллы хорошие набрать, и с интересными соперниками подраться. Продвигаться в рейтинге нужно обязательно. Нет ничего хуже, чем думать: «Я на шестом месте, главное – позицию не потерять». Потому что позади находятся «голодные» спортсмены, которые жаждут залететь в шестерку. Один раз кому-то повезет, а я оступлюсь – и все. Нужен запас. Так что мне предстоят насыщенные три года. Тем интереснее.
Руслан БАКИДОВ