Уже менее одной недели осталось до первой европейской гонки сезона – Гран-при Эмилии-Романьи, которая пройдет 16-18 мая на печально знаменитом автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле, где в «черный уик-энд» 1994 года разбились австрийский дебютант «Формулы-1» Роланд Ратценбергер и легенда «Формулы-1», трехкратный чемпион мира, бразильский «Волшебник» Айртон Сенна.
В период с 1981 по 2006 гг. гонки в Имоле проходили как Гран-при Сан-Марино, в честь расположенного недалеко одноименного крошечного государства, так как согласно регламенту соревнований запрещалось проводить более одного Гран-при в стране. В 2020 году «Формула-1» вернулась в Имолу как Гран-при Эмилии-Романьи после того, как стало известно об отмене Гран-при Китая из-за пандемии COVID-19.
В преддверии Гран-при Эмилии-Романьи мы расскажем об итальянских пилотах в «Формуле-1». Италия всегда была важной частью «Формулы-1», в первую очередь это касается, конечно же, «Феррари», являющейся самой титулованной «конюшней» и единственной командой, которая участвовала во всех сезонах «Формулы-1». В меньшей степени это касается итальянских пилотов. За всю историю в «Формуле-1» выступало 98 гонщиков из Италии, лучшими представителями которых были Джузеппе Нино Фарина – первый чемпион мира 1950 года и Альберто Аскари – двукратный чемпион мира 1952 и 1953 годов. Последними итальянцами, достигшими относительного успеха в «Королевских автогонках», были Риккардо Патрезе и Микеле Альборето. Лучшим результатом для обоих пилотов стал титулы вице-чемпиона – Альборето в 1985 году, а Патрезе – в 1992.
В последнее время в «Формуле-1» не было итальянских пилотов. И вот в сезоне-2025 в «Королевских гонках» состоялся дебют юного Андреа Кими Антонелли, заменившего в составе команды «Мерседес» Льюиса Хэмилтона, перешедшего в «Феррари». Молодой 18-летний итальянец считается одним из самых талантливых молодых пилотов, а некоторые специалисты называют его «вторым Ферстаппеном». Кими сумел заработать очки в своей дебютной гонке в дождевом Мельбурне, финишировав 4-м на Гран-при Австралии, сразу за свои опытным напарником Джорджем Расселом. Антонелли стал шестым дебютантом в истории, которому удалось финишировать в пятерке сильнейших в своей первой гонке в «Формуле-1».
Из прошедших шести гран-при Антонелли только один раз не набрал очки, на Гран-при Бахрейна, из-за лишнего пит-стопа. После шести этапов Антонелли занимает шестое место в личном зачете, набрав 48 очков, и отстает от Шарля Леклера, находящегося на пятом месте, всего на 5 баллов.
В 2019 году юный Антонелли стал участником молодежной программы «Мерседес». До перехода в «Формулу-1» Антонелли дважды, в 2020 и 2021 гг., стал чемпионом Европы по картингу. После того, как он перешел в гонки машин с открытыми колесами (т.н. «формулы»), в 2022-м выиграл титулы сразу в двух чемпионатах – в итальянской и немецкой «Формуле-4». В 2023 году Кими завоевал титулы в Региональной ближневосточной Формуле и в Региональном европейском чемпионате Формулы. Затем, минуя «Фомулу-3», в 2024 году Кими сразу попадает в «Формулу-2», где занимает шестое место. Одновременно Антонелли становится тест-пилотом команды «Мерседес».
За шесть прошедших этапов молодой итальянец запомнился выступлениями в Японии и Майами. На Гран-при Японии Антонелли стал самым молодым пилотом, лидировавшим по ходу гонки и записавшим на свой счет самый быстрый круг гонки. А на Гран-при Майами 18-летний Кими стал самым молодым гонщиком в истории «Формулы-1», завоевавшим поул в любом из квалификационных форматов «Королевских гонок», став победителем квалификации к спринту.
Впереди еще три четверти сезона-2025, и мы думаем, что Антонелли еще не раз заставит говорить о себе.
Гарун КАБИЕВ