Приватизация Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) структурами, близкими к сенатору Сулейману Керимову, дает надежды на положительные перемены в деятельности порта, в т.ч. в контексте реализации МТК «Север – Юг», в котором Каспий послужит транспортным звеном России с индийским рынком. О развитии этого маршрута мечтал еще три века назад русский император Петр I. К тому же сельское хозяйство остается одним из приоритетных направлений дагестанского экспорта. Так что же мы имеем на сегодня и что ждет сельское хозяйство Дагестана в ближайшей перспективе?
Махачкалинский морской торговый порт получил в 2024 году чистую прибыль в размере 556,624 млн рублей, что в 3,5 раза больше, чем за 2023-й год, сообщает «Финмаркет» со ссылкой на отчетность компании. Однако при таких солидных цифрах выручка порта выросла на 42,4% и составила 1,7 млрд рублей, а грузооборот 2024-го года и вовсе ниже на 3% по сравнению с 2023-м годом. В порту объясняют эти отрицательные показатели грузооборота неблагоприятными погодными условиями в прошлом году, а также обмелением Каспия.
Снижение товарооборота в ММТП заметно и в экспорте пшеницы, следует из данных Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан. Так, за первые три месяца 2025 года экспорт зерна через Махачкалинский порт снизился на 40% по сравнению с прошлогодними показателями и составил 72,260 тыс. тонн зерновой продукции. Экспортное зерно поступает в Махачкалинский морской порт преимущественно из Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Чечни, а импортером продукции является Иран – традиционный клиент российского зерна. В то же время у аграриев умеренно оптимистичные прогнозы на сбор урожая озимых культур в 2025-м году. К тому же в самом 2025-м планируется засеять на 1 млн гектар больше, чем в 2024-м году, и посевная площадь должна составить 84 млн га, сообщает Минсельхоз России.
При этом сельскохозяйственный импорт через Махачкалинский порт почти не поступает.
КОНЕЦ ЭПОХИ ПОТЕМКИНСКИХ ДЕРЕВЕНЬ?
Что же до перспектив сельского хозяйства в самом Дагестане, то с общероссийским внедрением федеральных государственных информационных систем (ФГИС) Россельхознадзора в самой республике рассеивается туман статистики. Так, в 2024 году заработало в полную силу постановление Правительства РФ о регистрации и учете сельскохозяйственных животных в компоненте «Хорриот» информационной системы в области ветеринарии «ВетИС». Впрочем, по ряду животных есть отсрочка вплоть до декабря 2025 года. Так, согласно постановлению федерального правительства, к 1 марта этого года в компонент «Хорриот» должны были внести лошадей, ослов и мул, к 1 сентября должны быть внесены пчелы и пушные звери, а мелкий рогатый скот – к 1 декабря 2025 года. Больше всего повезло с отсрочкой владельцам кроликов для личных подсобных хозяйств, они должны будут зарегистрировать своих животных до 1 сентября 2026 года при количестве свыше 10 кроликов.
И хотя еще не все фермеры Дагестана зарегистрировали свою скотину в компоненте «Хорриот», само по себе внедрение такого учета впервые в новейшей истории Дагестана даст адекватную картину животноводческого потенциала республики, исключая ранее возможные «потемкинские деревни» из экспертных докладов по сельскому хозяйству. Так, по состоянию на начало 2025 года в Дагестане было зарегистрировано 953 800 голов крупного рогатого скота, более 1,509 млн голов мелкого рогатого скота, более 1,4 млн голов птицы, 7 864 лошади и других животных. Еще раз отметим, что срок обязательной регистрации по мелкому рогатому скоту отсрочен до 1 декабря текущего года, так что более реальные цифры по МРС в Дагестане мы узнаем к концу года.
Еще одним знаковым новшеством этого года станет инвентаризация виноградников. С 2 июля 2025 года Управлением Россельхознадзора по Республике Дагестан в соответствии с Федеральным законом «О виноградарстве и виноделии» от 27.12.2019 № 468-ФЗ будет проводиться инвентаризация виноградников на территории республики.
«Оценка соответствия данных Федерального реестра виноградных насаждений их фактическому состоянию будет проводиться управлением не реже одного раза в два года для каждого насаждения», – отмечается в пресс-релизе регионального управления Россельхознадзора.
Виноградарство в республике тоже остается потенциально «неудобной» темой, о чем наглядно говорит выявление несуществующих виноградников в прошлом году и первой половине этого года. Наиболее известным случаем в прошлом году стало выявление сотрудниками Управления Россельхознадзора по РД существующих лишь на бумаге виноградников ООО «Дионис Агрокрым», которое занимается производством вина. Как оказалось, при заявленных 1 194 га виноградников в Дагестане частично виноградники отсутствовали вовсе, отчасти виноградные поля наличествовали, но владельцы и арендаторы этих участков не имели отношения к вышеупомянутой фирме, в то время как ООО «Дионис Агрокрым» отчитывалось о сборах урожая на своих виноградных плантациях. В связи с этим информация о выявленных нарушениях Управлением Россельхознадзора по РД была направлена в правоохранительные органы Республики Крым.
Всего с 2024 года по май 2025 года Россельхознадзором было выявлено более 2 тыс. га виноградных насаждений, которые либо отсутствовали, либо заявленные по виноградным паспортам собственники не являлись истинными владельцами (арендаторами). Подобные мошеннические схемы с потемкинскими виноградниками потенциально могут использоваться для легализации контрафактной винной продукции, якобы произведенной из дагестанских винных ягод.
Инвентаризация же виноградников направлена на системное наблюдение за виноградным хозяйством страны, исключая мошеннический элемент в этом бизнесе, и 2025-й год станет первым таким опытом. Кроме того, инвентаризация даст экспертному сообществу и инвесторам адекватную информацию о распространенности сортов винограда и их объемах в каждом регионе страны вплоть до каждого виноградного хозяйства.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕТ ПРОТИВ ТУМАНА СТАТИСТИКИ
Помимо отсечения мошеннических схем и их своевременного выявления, такая системная работа в виноградарстве, а также в животноводстве с внедрением электронных учетных систем по типу «Хорриот» позволит разрабатывать крупные сельскохозяйственные проекты с учетом реального положения на земле, что очень актуально для такого аграрно-животноводческого региона, как Дагестан. Тем более, когда экспорт дагестанского мяса за рубеж стал за последние 10 лет заметным бизнес-направлением. Так, за 2024-й год республиканским управлением Россельхознадзора были оформлены документы на экспорт более 50 тысяч голов МРС, более 45 тысяч голов КРС, а также 42 тонны баранины (в основном в Иран).
Эти же новшества инвентаризации виноградников и электронного учета сельскохозяйственных животных позволят оценить налоговый потенциал хозяйств республики и соотнести его с реальным налоговым сбором, что не менее важно для дотационного региона.
Наконец, в условиях развития Махачкалинского порта и Каспийского морского пути, импорта из Индии и Персидского залива – такой подход позволит оценить наши экспортные возможности и импортные потребности, когда с одной стороны Дагестан развивает бизнес с монархиями Персидского залива, а с другой стороны сухопутный маршрут к этим королевствам пролегает через неспокойные страны Ближнего Востока. В этой связи транзит через Иран выглядит более надежным маршрутом. А Махачкалинскому морскому торговому порту предстоит обратить на себя внимание российского бизнеса.
Гаджи АЛИЕВ