Одним из злейших врагов верующего является шайтан. Это враг, борьбу с которым человек ведет на протяжении всей своей жизни. Что ни говори, шайтан делает свою работу на совесть, прибегая в этой борьбе к всевозможным хитростям и уловкам. Шайтан никогда не зайдет к верующему через парадную дверь и никогда не скажет ему в лицо, что он хочет сделать так, чтобы он оказался в аду. Напротив, шайтан скрытно наущает человека, внушает ему сомнения относительно религиозных вопросов, умело скрывая свое существование.
В достоверных хадисах передается, что шайтан очень близок к человеку, более того, он может проходить по его кровеносным сосудам и внушать ему дурные мысли, когда он беспечен.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, шайтан неотлучно находится рядом с каждым из вас, что бы вы ни делали» (Муслим, 2033).
Также от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, шайтан передвигается в (теле) человека, подобно крови» (Бухари, 3281; Муслим, 2175).
Шайтан способен заставить беспечного человека поверить в то, что эти наущения — его собственные мысли, а также в правильность этих дурных мыслей.
Если человек не способен отличить наущения шайтана от своих мыслей, он может оказаться полностью под контролем шайтана. Распознать наущения шайтана возможно, если знать особенности его поведения и ловушки, которые он устраивает людям.
Как было выше сказано, чтобы сбить человека с пути истины, шайтан прибегает ко всем мыслимым уловкам и не упускает ни единой возможности исполнить свой замысел. Но шайтан не может навредить человеку, пока крепка его вера и связь с Господом.
Всевышний Аллах в Священном Коране, обращаясь к шайтану, сказал: «Поистине, нет у тебя власти над моими рабами, которые уверовали (нет у тебя силы ввести их в заблуждение), кроме тех из заблудших, которые последуют за тобой (то есть тех, которые сами сошли с пути истины и заблудились — только над ними у тебя власть)» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Хиджр: 42).
Однако истинный верующий может одолеть врага, который способен тайно внушать наущения сердцу человека. Тому, кто почувствовал, что стал целью наущений шайтана, следует выполнять то, что предписывает Коран, и прибегнуть к защите Аллаха, этим можно нейтрализовать шайтана.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «А если коснется тебя, о Мухаммад, какое-нибудь наваждение от шайтана, и он начнет заставлять тебя сомневаться в истине, то обратись за защитой к Аллаху и ищи у Него убежища, – ведь, поистине, Он слышит все речи, знает все деяния. Те, которые остерегаются наказания Аллаха, исполняя Его повеления и отстраняясь от того, что Он запретил, когда их касаются сомнения и наущения от сатаны, вспоминают наказание и награду от Аллаха, и вот они видят благодаря свету разума, что есть истина, и спасаются этим от наущений шайтана» («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-А‘раф: 200, 201).
В этом аяте Всевышний указывает нам, что верующий человек обладает нуром (светом разума) и проницательностью, благодаря которым он может отличить свои собственные мысли, свой внутренний голос, голос совести от наущений шайтана.
Вместе с этим верующему необходимо прибегнуть к защите своего Создателя от шайтана, его наущений и козней, как указывает Всевышний Аллах. Лучше всего делать это, произнеся общеизвестное выражение: «А‘узу би-Ллахи мина-ш-шайтани-р-раджим (Прибегаю к Аллаху за защитой от проклятого шайтана)».
От Сулаймана ибн Сурада (да будет доволен им Аллах) передается: «Однажды, когда я сидел в обществе Пророка ﷺ, двое людей вступили в перебранку между собой, и у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: “Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые, он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “А‘узу би-Ллаһи мин аш-шайтани-р-раджим (Прибегаю к Аллаху за защитой от проклятого шайтана)”, — то перестал бы гневаться”» (Бухари, 3282; Муслим, 2610).
Мы знаем, что человек, у которого достаточно сил, не нуждается в помощи для победы над своим врагом, но тот, кто бессилен в этом, вынужден всегда обращаться за помощью, как это делает верующий человек, произнося выражение: «А‘узу би-Ллахи мин аш-шайтани-р-раджим».
Как только человек почувствует, что стал мишенью шайтана, ему необходимо выполнить эти предписания Священного Корана и прибегнуть к защите Аллаха, ведь наущения шайтана не произведут никакого воздействия на того, кто поминает Всевышнего Аллаха.
От Аль-Хариса Аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Всевышний Аллах дал Яхье, сыну Закарии (мир ему), пять повелений, чтобы он следовал им сам, а также велел сынам Исраиля следовать им».
Пятым из этих повелений было следующее: «И повелеваю вам часто поминать Аллаха, ибо поминание Его подобно случаю, когда человека преследовали враги, но он укрылся от них в неприступной крепости и спасся. Также наибольшую защиту от шайтана раб Аллаха находит в поминании Всевышнего». (Тирмизи, 2863).
Вся жизнь верующего является испытанием, он ежедневно попадает в различные непредвиденные ситуации, и шайтан всегда поджидает его в засаде. Любой промах человека может стать для шайтана шансом, которым он воспользуется, стараясь при этом не выдавать себя. Верующий должен помнить, что у него в тылу все время промышляет такой враг, как шайтан. Учитывая все это, он должен постоянно прибегать к помощи Аллаха для защиты от этого врага и вести с ним ожесточенную борьбу, которая может ослабить его и его приспешников.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru