Выставка детских работ «Пусть всегда будет солнце» приоткрывает сакральные смыслы орнаментов
Символы, цветы, строгая геометрия – как это все это совместить в одном пространстве и «прочитать» послание предков?
У Ларисы Урбанцевой – художника-педагога Дома детского творчества г. Каспийска и творческой студии «Капитошка», работающей под творческим псевдонимом Лора Урбанцева, есть свой ключ к разгадке. Она погружена в изучение древних орнаментов, в которых улавливает эхо общих смыслов в культурах всех народов, проживающих на планете. Так, от частного к общему, мы движемся с ней по солнечному кругу, и она ведет меня по лабиринтам своего восприятия, рассказывая, почему именно подсолнух стал «полотном» для орнаментов.
– Ваши авторские работы написаны в реалистической манере. Как возник интерес к орнаментам?
– Эта выставка – особенная во всех смыслах. Она посвящена Дню защиты детей, 80-летию Победы, Году защитника Отечества и пронизана духом патриотизма еще и потому, что несет в себе элементы самоидентификации народов Дагестана. В творчестве я позиционирую себя как реалист, но тема символов – она настолько увлекательна и, как мне кажется, недостаточно изучена, что хочется привлечь внимание всех жителей Дагестана к их богатейшей истории с помощью искусства, чтобы затем воплотить в искусстве прочитанные в орнаментах смыслы. Мне хочется привлечь внимание дагестанцев, и мы говорили на эту тему с автором проекта «Подсолнухи» – ветераном боевых действий на Северном Кавказе, заслуженным работником культуры РД Хаджимурадом Зургаловым. Он говорит о символах, скрытых в узорах ковров и выбитых на древних камнях. Хаджимурад читает их, находя материал в самых отдаленных местах Дагестана.
– А при чем тут подсолнухи?
– Подсолнух – это не просто фон, он тоже символ. Этот цветок поворачивает свою голову к солнцу, следуя за ним, тянется к теплу. И мы объясняли это детям, чтобы они понимали, что в наших работах подсолнух передает ту мысль, что людям не хватает тепла и человеческого отношения друг к другу.
А еще Хаджимурад Зургалов «заразил» нас идеей высаживать подсолнухи в Каспийске! Когда они вырастут, будут служить символом дружбы, тяги к человеческому теплу, свету знаний.
– Вы приехали в Дагестан из Ростовской области, сами родом с Западной Украины. Меня «волнует» вопрос, почему именно вы увлеклись этой темой, а не этническая дагестанка, скажем так?
– Я думаю о том, что дети, которых я обучаю, должны знать свою историю. Мы же видим, что произошло на украинской территории. Людей настолько переформатировали, что они свой братский народ начали воспринимать как врага. Мой муж офицер, и СВО – это особенная тема для меня. Потому что я понимаю, что там происходит. Я педагог, а значит, у меня есть шанс заинтересовать детей древней историей Кавказа, я также работаю в Республиканском доме народного творчества, что наполняет меня новыми знаниями и творческим вдохновением. То, что символы по всему миру очень схожи, наводит на мысль, что у всех народов единое начало. Когда люди находят общее в истории, культуре, они начинают сближаться, становиться роднее друг другу! Это же здорово! Надо учить детей тому, что мы все – одно целое на нашей планете. Я учу детей быть сопричастными, не быть равнодушными к боли человечества. К тому, что происходит в Донбассе, Палестине, где погибают такие же люди, братья, родные, мы ведь все имеем один корень.
– Хаджимурад Зургалов стал вашим проводником в мир дагестанских орнаментов, символов. Что думаете делать с этой информацией дальше?
– Прежде всего передавать это детям, чтобы они были посланниками новых знаний в своих семьях, своем окружении. Возможно, кто-то из них захочет заняться изучением общечеловеческой истории. Я сама как будто прозрела: увиденные символы произвели на меня неизгладимое впечатление. Теперь орнаменты станут частью и моего творчества.
Зургалов считает, что всем нам необходимо перестать быть просто рисовальщиками и просто копировать орнаменты, а пора учиться читать древнюю письменность, которая дошла до нас в виде черточек и точек. История Кавказа написана на камнях, а затем перенесена на ковры и вплетена в другие промыслы. Изобразительное искусство начиналось с узоров. Древние знания раньше передавались только благородным людям, которые считались святыми. Сейчас слишком много энергии люди тратят на материальные блага, забывая о духовности. Карьерист и материалист – он всегда предатель, говорит Хаджимурад.
– Этноэлементы используют и в современных авторских работах. Модно рисовать их на сувенирных поделках для туристов. Это материализация символов, но отчасти и пропаганда этнокультуры Дагестана. Вы так не считаете?
– Стилизация орнаментов – это то, что происходит в современных работах. Сейчас мы говорим о том, что история символов отходит на второй план, уступая место декоративности. Жители Дагестана утрачивают знания о тех смыслах, которые несли символы. Это требует глубокого изучения. Моя роль – вызвать интерес к тайнам, непрочитанным смыслам древних орнаментов.
– Придя на выставку, каждый будет озадачен вопросом: а как их – символы – прочитать, под каким углом зрения рассматривать?
– Зургалов говорит, что на символ нельзя смотреть прямо, надо обязательно рассматривать его с разных сторон, чтобы разгадывать новые смыслы. Благодаря этому проекту я стала вникать в то, что вижу. К примеру, часто на коврах встречаются символы меча – это оберег. Но не всегда этот символ легко угадывается в изображении.
Хаджимурад готов все рассказать и объяснить. Орнаменты и узоры выступают прародителями письменности. И складывая в орнаменты фигуры: ромбы, квадраты, черточки, точки – люди передавали знания или сведения о событиях.
– Как дети отнеслись к этой идее? Какие материалы использовали в работах?
– Я распечатала фрагменты узоров с ковров, некоторые – из других народных промыслов. Каждому ребенку предложила выбрать тот символ, который ему откликается, который ему по силам. Дети от 5 до 15 лет рисовали гуашью и усиливали яркость работ масляной пастелью.
Наши дети выступают посланниками того, на что люди должны обратить внимание. Сейчас мы знаем немного о смыслах древних символов, но это идентичность, которую нельзя забывать, надо сохранить, донести до следующих поколений.
– Для нас, поколений, видевших ковры на стенах, орнаменты несут особый посыл. Мы их «дорисовывали» пальцами, глазами в своем воображении. Мы мыслим иначе благодаря этому «символическому коду». Сейчас мы нейтрализуем историческую память, следуя моде в интерьерах?
– Согласна, они заставляли нас фантазировать, они согревали нас. И своей выставкой мы хотим пробудить в людях желание дарить тепло друг другу. А не только жить по принципу «дай мне». Что касается моды… Слепое следование моде – большой риск потери своих корней.
Дагестан вообще уникален! В туристических регионах гиды «напридумывали» легенды о своих красивых местах, чтобы привлечь туристов. В Дагестане это не требуется, потому что здесь есть живые легенды, основанные на реальных исторических фактах, существующих артефактах. В этом сила Дагестана. Он еще не избалован туристом, не замылен наносными историями. Он ценен своей подлинностью, и этим он должен гордиться.
P.S. Интервью с Лорой Урбанцевой «МИ» записали накануне выставки, открытие которой состоялось вчера, 29 мая, в здании исторического парка «Россия – моя история». Выставка продлится месяц.
Лариса ДИБИРОВА