Наша жизнь такова, что никогда не знаешь, что преподнесет судьба в следующий момент. Возможно, пошлет удачу, желанную встречу. Хорошо бы! Да вот только никто у нас не застрахован от несчастливых случаев, беда приходит чаще всего неожиданно: болезни, травмы, аварии… И человек становится инвалидом.
Это там, в благополучных странах, люди с физическими недостатками особой ущербности не ощущают: в магазинах, музеях, концертных залах мирно разъезжают на удобных колясках, вертят в руках фотоаппараты и видеокамеры. У нас же называют инвалидов « невидимыми людьми». На сегодняшний день в Дагестане проживают 185 тысяч инвалидов, в Махачкале- 41,5 тысячи.
Хотя, конечно, их проблемами занимаются многие социальные службы, улучшая и упрощая жизнь. У каждой – свои определенные функции.
С 1988 года в нашей республике существует Дагестанское отделение Всероссийского общества инвалидов. Это общественная организация, призванная защищать права и интересы инвалидов и интегрировать их в общество.
Правление этой организации занимает одну комнату на втором этаже Республиканского протезно- ортопедического предприятия.
Председатель Дагестанского отделения ВОИ – Гаджи Магомедович ГАДЖИЕВ.
Гаджи Гаджиев избран председателем на Учредительной конференции инвалидов в 1988 году.
Родился в 1953 году в селении Хварада Гергебильского района. После окончания школы служил в Советской армии, был командиром отделения. Там же, на учениях, подорвался на тротиловой шашке и стал инвалидом.
У Гаджи Магомедовича хватило сил и мужества после армии учиться в Дагестанском государственном университете, где он получил специальность экономиста. Работал в Министерстве экономики РД, в Министерстве социальной защиты населения и в Областном совете профсоюзов.
Сегодня Г. Гаджиев отвечает на вопросы нашего корреспондента.
-Гаджи Магомедович, 3 декабря – Международный день инвалидов. Праздником эту дату, конечно, не назовешь. Чем для Вас является этот день?
-Для меня этот день – возможность рассказать о проблемах, поделиться планами и перспективами развития нашего общества. Нас пригласят и выслушают на самом высоком уровне. Конечно, эти встречи бывают и в обычные дни, но в Международный день инвалидов все-таки внимания больше.
Главная проблема на сегодня- это помещение для правления. Мы занимаем комнату протезно-ортопедического предприятия, которую придется освободить с нового года. На этом настаивает руководство предприятия. Это их право – переоборудовать комнату под палату.
Все документы, штамп оформлены на этот адрес, нужно будет все переоформить заново. Новое помещение должно быть в удобном месте на первом этаже, чтобы инвалидам было удобно добираться. Надеюсь, что городские власти нам помогут.
– Неужели до 1988 года в Дагестане не было общества инвалидов?
-Это не совсем так. В нашей республике общество инвалидов было создано в 1926 году и просуществовало до 1956 года. В начале 50-х годов прошлого века по распоряжению Никиты Хрущева артели , цеха, участки, принадлежавшие инвалидам, были переданы Министерству местной промышленности и бытового обслуживания населения. В Дагестане инвалиды лишились основных средств на сумму 88 млн. рублей. В 1956 году общество было ликвидировано и до 1988 года не существовало.
– С чего Вы начали свою работу?
-Для начала выявили всех инвалидов, ознакомились с их проблемами. В конце 80-х -начале 90-х годов в стране был повальный дефицит продуктов и товаров. При администрациях городов по нашей просьбе были открыты специальные магазины для инвалидов. В частности, в Махачкале функционировали три продовольственные и один промтоварный магазин. Нуждающимся была оказана материальная помощь. ВОИ – общественная организация, своих денег нет. Поэтому искали спонсоров, обращались на предприятия и в организации.
– Понятно, что ни материальная помощь, ни мизерные пенсии не могут обеспечить нормальную жизнь человеку. Как обстоят дела с трудоустройством инвалидов?
– Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов РФ» №181 от 24 ноября 1995 года каждое предприятие с персоналом более 30 человек должно было оставлять 3-5% рабочих мест для инвалидов. Проблема трудоустройства как-то решалась. В августе 2004 года был принят новый федеральный закон, где говорится о предоставлении 3% рабочих мест инвалидам на предприятиях с численным составом более 100 человек. Шансы получить работу уменьшились. Инвалидов берут на работу неохотно, тем более, что нет механизма реализации последнего закона, да и работодатель за отказ никакой ответственности не несет.
По линии ВОИ собственных предприятий нет. Чтобы их открыть, мы должны создать ООО «Инвасервис», что собственно уже сделано. Мы откроем парикмахерскую, куда придут работать инвалиды, а тех, кто не может выходить из дома, наши сотрудники будут обслуживать на дому.
Деньги на открытие парикмахерской выделит центральное правление из Москвы. Конечно, инвалиды могут работать в сфере бытового обслуживания: ремонт обуви, ремонт часов, швейное производство. Если бы нам выделили пустующие помещения и позволили работать некоторое время без арендной платы и налогов, мы бы встали на ноги и смогли бы обеспечить работой инвалидов.
– Понятно, что с работой для инвалидов большие проблемы. А что со спортом? Это ведь тоже один из способов интеграции в общество?
– Администрация Махачкалы идет навстречу в этом вопросе. Существует клуб «Анжи», который расположен на четвертом этаже Дома быта. Инвалиды могут попробовать свои силы в таких играх, как шашки, шахматы, теннис, армспорт.
Раньше у нас был сильный волейбольный клуб, но постепенно этот вид спорта зачах. Сейчас мы намерены возродить волейбол и даже закупили спортивную форму для наших волейболистов.
– Людям с ограниченными физическими возможностями сложно передвигаться на улицах, потому их не видно в городе…
– Конечно. Мы работаем, чтобы решить эту проблему. В середине 90-х годов мы начали создавать безбарьерную зону. В Махачкале было построено 320 спусков для колясочников.
Сейчас в городе реставрируются дороги и создаются условия для передвижения инвалидов на колясках.
– С какими организациями и предприятиями Вы сотрудничаете?
– Мы работаем в тесном контакте с правительством республики, с администрациями городов, с Дагестанским отделением Пенсионного фонда России, с Министерством труда и социального развития Дагестана.
– На Ваш взгляд, нужен ли более совершенный федеральный закон в защиту инвалидов?
– Нужен. Мы обращались со своими предложениями и в Народное Собрание Дагестана, и в Госдуму. Хотелось бы, чтобы пенсии инвалидов были доведены до прожиточного уровня, чтобы им предоставлялось социальное жилье, чтобы решались бытовые проблемы инвалидов, чтобы здания и дороги строились с учетом возможности их передвижения.
Инвалиды мало просят, они хотят и могут работать. А государство обязано заботиться о своем народе.