Актуальность банковского банкротства

4 мая 1999 г. «Российская газета» официально опубликовала ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и с этого дня он вступил в действие, за исключением положений, для которых этим Законом установлены иные сроки.

В 2004 г. данный Закон был частично изменен: утратили силу некоторые его главы.

Предметом регулирования Закона явились, во-первых, установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций; во-вторых, установление оснований назначения процедур признания кредитных организаций несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Соответственно нормы Закона можно подразделить на 2 части: предупреждение банкротства и ликвидация кредитной организации, признанной банкротом. Первая часть осуществляется под эгидой Банка России, а вторая — арбитражным судом. Законодателем приоритет отдан мерам по предотвращению банкротства, а не самим процедурам банкротства. Данная специфика заключается в том, что банк, являясь частно-правовым институтом, находясь в состоянии несостоятельности, мог привести к столкновению частно-правовых интересов кредиторов с публично-правовым интересом. И с точки зрения этого публично-правового интереса в подавляющем большинстве случаев нет необходимости в объявлении банка несостоятельным. В силу той особой роли, которую играют банки в социально-экономической системе государства в большинстве стран, выстроена специальная система надзора, целью которой является поддержание стабильности кредитных организаций с применением различных способов и методов. В Российской Федерации таким органом надзора является Банк России. Одной из важнейших особенностей ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» явилось законодательное закрепление Банка России в делах о несостоятельности банков.

Под «банкротством» следует понимать несостоятельность, сопряженную с виновным поведением должника, которое причиняет или ставит цель причинить вред кредиторам. Последствия несостоятельности прекращаются с окончанием конкурсного производства. Но с его окончанием не должны прекращаться последствия банкротства. Уголовно-правовое преследование лиц, виновных в банкротстве, должно продолжаться и после окончания производства дела о несостоятельности. Таким образом, представляется необходимым разграничить понятие «несостоятельность», равнозначное понятию «неплатежеспособность». Под «неплатежеспособностью» понимается неспособность лица своевременно и в полном объеме погасить кредиторскую задолженность. Если такое состояние продолжается постоянно, то наступает состояние абсолютной неплатежеспособности, и последующая деятельность юридического лица становится невозможной и нецелесообразной.

"Банкротство", с экономической точки зрения, и является нецелесообразностью продолжения деятельности юридического лица.

Подводя итог, следует сказать о том, что основной упор ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" сделан на регламентацию именно досудебных процедур несостоятельности, в отличие от ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", где регламентация досудебной санации носит декларативный характер. Это говорит о том, что у государства в лице соответствующих органов нет агрессии по отношению к банкам, имеющим определенные трудности. Здесь имеет место смещение акцентов. Вместо быстрого (по желанию законодателя) очищения рынка от проблемного субъекта в отношении банка мы имеем совершенно иную ситуацию. Наоборот, банку будет оказана различная помощь для его сохранения и через него сохранение стабильности определенных общественных отношений. В том случае если досудебные процедуры не принесли положительного результата, следует переходить к судебным процедурам. И здесь мы выявляем определенную особенность, которая заключается в том, что в случае с банками применяется только одна процедура — конкурсное производство. Отсутствие наблюдения, мирового соглашения и внешнего управления объяснить достаточно просто. Идея внешнего управления в трансформированном варианте перенесена на досудебные процедуры, а мировое соглашение в случае с несостоятельностью банка уже не может выполнить возложенную на него функцию, т.к. у банка к тому времени уже отозвана лицензия, и он не может функционировать надлежащим образом.

Банки, ввиду их повышенной ценности в экономической и социальной сферах общества, осуществляют свою деятельность под надзором Банка России, который в одних случаях имеет право, а в других обязан принять участие в деле о несостоятельности банка.

В подавляющем большинстве случаев именно Банк России является инициатором ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Предусмотрены три группы мер по предупреждению несостоятельности:

•меры по финансовому оздоровлению;
•назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
•реорганизация кредитной организации.

Что же касается процедуры конкурсного производства, то ее главная цель состоит в проведении ликвидации должника и соразмерном удовлетворении требований кредиторов в порядке очередности.

Принятие решения арбитражным судом об открытии конкурсного производства означает невозможность восстановления финансового состояния должника. Основной фигурой на данном этапе является Агентство по страхованию вкладов при Центральном Банке России, которое назначает своего представителя на процедуру банкротства. Открытие конкурсного производства означает, что все требования кредиторов могут быть заявлены исключительно в рамках этого производства. Объем полномочий представителя весьма широк. Но весь спектр сводится к тому, что он должен сформировать и распределить конкурсную массу из имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. Это приоритетное направление деятельности представителя. Остальные задачи являются производными от вышеуказанных.

Особенностью является то, что контроль за ходом конкурсного производства, помимо арбитражного суда, осуществляет и Банк России. Представитель Агентства обязан ежемесячно представлять в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность банка. Также следует отметить обстоятельство, в силу которого граждане — вкладчики включены в первую очередь при удовлетворении своих требований. Этот шаг законодателя следует оценить положительно. Завершением работы является составление отчета о результатах своей деятельности по расчетам с кредиторами. Данный отчет обязательно направляется в арбитражный суд. С этого момента представитель больше не принимает никаких требований кредиторов. Процедура конкурсного производства завершается вынесением арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства. После этого соответствующая запись вносится в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Момент внесения записи является: во-первых, моментом завершения конкурсного производства; во-вторых, моментом прекращения полномочий представителя Агентства; в-третьих, моментом ликвидации кредитной организации.

В связи с достаточно непродолжительным периодом времени, который прошел после выхода в свет ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также с экономической ситуацией в нашей стране, тема банкротства банков будет еще более актуальной. Этому также есть и объективные предпосылки, которые заключаются в том, что количество банков в нашей стране непомерно велико и растет, по сравнению с тем количеством, которое должно быть. Следовательно, должны остаться лишь самые надежные. Остальные должны реорганизовываться или ликвидироваться. Так будет складываться судебная практика, представляющая собой ту необходимую стадию, которую ожидают для решения проблем и избежания появления новых.

В заключение хотелось бы привести слова экс-председателя бывшего Совета Федерации Е. Строева, который сказал, что "Банковская система — это центральный элемент любой экономики". Поэтому, несмотря ни на что, хотелось бы, чтобы механизм несостоятельности включался в нашей стране как можно реже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Прокуратура вернула Махачкале участок за 53 млн рублей у озера Ак-Гель

Прокуратура Махачкалы добилась возвращения в муниципальную собственность земельного участка площадью 2 гектара, расположенного в водоохраной зоне озера Ак-Гель. Стоимость...

Лжезастройщик в Махачкале обманул дольщицу на 1,9 млн рублей

Прокуратура Махачкалы выявила факт мошенничества в сфере градостроительного законодательства. Местный житель, выдавая себя за сотрудника строительной компании, незаконно заключил...

В столице Дагестана стартовала летняя оздоровительная кампания

Свыше тысячи детей планируется охватить этим летом летней оздоровительной кампанией, которая стартовала в столице Дагестана. Летние лагеря дневного пребывания...

За три года свыше 117 млн рублей вложили в развитие туристической инфраструктуры Дагестана

Свыше 117 млн рублей вложено за последние три года на благоустройство туристических объектов Дагестана. Средства выделены в рамках субсидий...
spot_imgspot_img

Юсуп Умавов принял участие в праздничном намазе в центральной джума-мечети Махачкалы

Глава Махачкалы Юсуп Умавов принял участие в праздничном намазе в центральной джума-мечети города.  Праздничная проповедь в честь Курбан-байрама состоялась...

Мэр Махачкалы поздравил горожан с Курбан-байрамом

Мэр Махачкалы Юсуп Умавов поздравил горожан с наступлением одного из самых почитаемых праздников – Курбан-байрам. В своём обращении он отметил,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам