РАЗНЫМИ ПУТЯМИ К СВЕТУ ВЕЧНОСТИ

Продолжение.
Начало в предыдущих номерах

——

Упоминавшийся выше немецкий исследователь суфизма Юрген Пауль со ссылкой на трактат «Маслак аль-Арифин», составленный в середине ХIХ века, пишет, что «в поколении после Баха эд-Дина девиз — уединение посреди общества – занимал ведущее место…В одной из глав «Маслак» есть параграф, посвященный упражнению на созерцательное затворничество в течение 40 дней, и, несомненно, что для группы, представленной в тексте, оно было не только приемлемо, но и считалось за правило. Сама практика описана в довольно традиционной манере: упражнение проходит в темной келье, от мурида требуется полностью посвятить себя поминанию Бога, отвращая от себя пагубные мысли (хаватир) и так далее; перечисляются некоторые условия, которые должны быть выполнены, чтобы упражнение принесло ожидаемые результаты…Подчеркивается важность затворничества и уединения в продвижении по Пути: одно из лучших средств в борьбе со своим низменным я (нафс) является уединение; затворничество названо одним из основных требований Пути; важно освободиться от всего мирского, что следует понимать вполне материально».

Вместе с тем автор приводит следующее высказывание Баха эд-Дина из этого же трактата: «В затворничестве есть стремление к известности, а стремление к известности кончается плохо».

Двоякое отношение к затворничеству и уединению среди адептов Накшбандийя сохранились в веках. И сегодня среди муридов можно найти как сторонников, так и противников указанных средств мистического продвижения по избранному Пути. Преобладает же во мнениях такой взгляд, согласно которому затворничество похвально, если оно не противоречит интересам своей семьи и других лиц, не создает проблемы никому, и притом оно полезно только в том случае, если при этом мурид не искушается известностью среди людей.

В 20-х годах ХХ века активный мурид известного в Дагестане накшбандийского шейха Ал-Балахани (о нем я писал в своей книге «Сакральные тайны ислама»), житель маленького селения Зирани, затерянного в дагестанских горах, Исмаил Магомед соорудил себе келью в подвале под домом и восемь лет находился в затворничестве. Он покинул келью лишь тогда, когда Ал-Балахани призвал своих муридов и сторонников принять участие в антибольшевистском восстании в горах. Мурид Исмаил Магомед сражался против большевиков под командованием своего устаза, а когда превосходящими силами Красной армии восстание было подавлено, вернулся к мирной жизни, но затворничать не стал, поскольку атеистический режим красных мог его репрессировать как духовника и мурида.

Другой житель того же села и мурид Ал-Балахани Анжух Хайбула в 50-х годах прошлого века ушел в уединение, построив маленький домик из одной комнаты вдали от населенных пунктов. Никакие увещевания близких и угрозы властей не заставили его вернуться к обычной жизни колхозника. Интересно, что в так называемом «литерном деле», хранившемся в Унцукульском райотделе КГБ Дагестана, отшельник Хайбула значился как «потенциальный объект заинтересованности госпреступников и спецслужб противника», а его хибарка была занесена на топографическую карту с грифом «секретно».

Затворничество и уединение, громкий и тихий зикр и другие средства и способы, к которым прибегает идущий по Пути, сами по себе не дадут практических результатов, если не довести с их помощью душевное состояние до особой кондиции. Не многим это удается, а основная масса муридов выполняет взятые на себя обязательства лишь для того, чтобы не терять связи с шейхом и находиться под его духовной опекой.

В своем сочинении «Манакиб» знаменитый суфийский наставник Али Азизан Рамитани, являющийся «одним из звеньев в золотой цепи» духовных учителей ордена Накшбандийя, описывает, как муриды используют зикр в сочетании с затворничеством (в изложении Юргена Пауля):

«Шейх отводит муридов в изолированные кельи, где каждый из них приступает к зикру, и приводится относительно подробное описание световых видений, которые являются результатом упражнения. Впрочем, свет блекнет, как только зикр прекращается…».

——

Продолжение следует.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Роспотребнадзор следит за радиационным фоном в Дагестане после аварии в Иране

В связи с сообщениями о радиоактивном загрязнении на территории Ирана, Роспотребнадзор усилил контроль за радиационной обстановкой в южной части...

В столице Дагестана состоялось торжественное открытие памятника Магомедали Магомедову

В торжественной обстановке сегодня в столице Дагестана открыли памятник видному государственному и общественному деятелю, почетному Председателю Госсовета РД, Герою...

Фестиваль народного творчества СКФО «Кавказ – единая семья» открылся в Махачкале

На главной площади в столице Дагестана состоялось торжественное открытие Межрегионального фестиваля народного творчества Северо-Кавказского федерального округа «Кавказ – единая...

В Махачкале демонтировали самовольно возведенное двухэтажное здание

В столице Дагестана снесли самовольно возведенный каркас двухэтажного здания. Объект располагался на улице Кавалеров Орденов Славы. Как сообщили в городской...
spot_imgspot_img

Из-за усиления ветра коммунальные службы Махачкалы переведены в режим повышенной готовности

Коммунальные службы Махачкалы переведены в режим повышенной готовности из-за усиления ветра. Администрация города совместно с Центром управления регионом РД проводит...

В столице Дагестана прошли масштабные мероприятия, посвященные Дню России

Масштабные мероприятия, приуроченные ко Дню России, прошли сегодня в Махачкале.  Начались они с раннего утра. На городском пляже была...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам