«Посвяти каждое свое слово, каждое действие, каждую мысль служению Всевышнему Аллаху. Ибо существует лишь одна реальность, одна истина – это Бог. Все остальное — иллюзия и ненужная суета. Помни это всегда. Когда ты забываешь об этом, ты забываешь самого себя». Эти слова принадлежат шейху Султан-муту Тарковскому, который ко всему прочему был гениальным полководцем, талантливейшим организатором и государственным деятелем, человеком неимоверного мужества и силы духа.
Несчастна та страна, у которой нет героев, но еще несчастнее народ, где есть герои, но люди не знают их лиц и имен. Очень горько осознавать эту правду сегодняшнего дня.
В омуте жизненной суеты мы не находим времени даже вспомнить о тех, кто свою жизнь ставил выше собственных интересов, чтобы мы, их потомки, жили с гордо поднятой головой.
Но слава Аллаху, есть еще люди, которые по крупицам собирают историю наших героев и увековечивают ее в своих книгах. Один из благословенных авторов таких книг, которые даруют нам знания о наших предках, – член Союза журналистов Багаутдин Арсланалиевич Аджаматов.
Султан-мут, сын шамхала Чопана Тарковского, родился летом 1548 года. В день его рождения засуха, стоявшая более месяца, прервалась обильным долгожданным дождем, который лил, не переставая, целую неделю, украсив поля и долины огромным количеством разнообразных цветов. В ту ночь, когда Султан-мут появился на свет, многие таркинцы стали очевидцами и другого удивительного явления — зелено-розового сияния, высоко поднимавшегося над шамхальским домом. Один арабский шейх, находившийся в то время в Тарках, говоря о данном знамении, предрек, что в лице Султан-мута родился великий воин, который совершит большое число ратных подвигов и сделает очень много для укрепления в сердцах веры в единого Аллаха. И время подтвердило правильность его слов.
Еще будучи ребенком, Султан-мут удивлял многих своим поведением. Услышав азан, зовущий на намаз, он бросал свои игры, если играл, переставал есть, если ел, просыпался, если спал и, повернувшись в сторону Каабы, с замиранием сердца, словно завороженный, вслушивался в каждый звук, доносившийся из мечети.
Первые слова, которые произнес Султан-мут, не были обычными, как у всех детей, но это были слова из мусульманской молитвы, которую он пытался повторить.
Однажды, когда аварский хан находился в гостях у шамхала, к ним в комнату вошел четырехлетний Султан-мут и поздоровался, как положено мусульманину.
— Откуда ты, сынок? – спросил хан, глядя на не по-детски умные глаза ребенка.
— От Аллаха, – ответил Султан-мут.
Услышав такие слова, хан от удивления даже привстал.
— И куда же ты держишь путь? – снова спросил хан.
— К Аллаху, – последовал ответ.
Хан взял ребенка на руки и крепко его обнял. Затем, сняв с себя кинжал, вручил Султан-муту.
Огромным было стремление Султан-мута к познаниям. Он мог часами слушать коранические сказания, истории о пророках, особенно любил хадисы. Султан-мут, принимая их как наставления и руководство в своей жизни, делал все, чтобы максимально соответствовать им в своем поведении, поступках и словах.
Одно из предназначений человека — это познание самого себя, через которое он должен самостоятельно прийти к совершенству. Султан-мут открыл душу Аллаху, позволив очистить свое сердце. Он ступил на тропу, ведущую в мир совершенства, где царят любовь и доброта.
В 1574 году умер отец Султан-мута, шамхал Чопан Тарковский. Согласно адатам, дети шамхалов, ханов, беков, рожденные от женщин других сословий, считались неравноправными. А Султан-мут был рожден в браке с дочерью кабардинского князя Узун-Черкеса. Поэтому право получить землю в наследство имели только его сводные братья, рожденные от бийке. Но Султан-мут не смирился с унижающим его положением. Он собрал большое войско и вынудил братьев выделить ему в удел все земли, лежащие между реками Сулак и Терек. Таким образом образовалось новое владение, названное впоследствии Эндиреевским. Прошло немного времени, и под влияние Султан-мута попадает все больше и больше земель, а также племен их населяющих. Стремительно растет численность его войска. Весть о храбром Султан-муте, прославившемся военными способностями, разошлась по всему Кавказу. Благодаря храбрости, уму и предприимчивости Султан-мут стал заметной фигурой, влияющей на политику на всем Кавказе.
Султан-мут был физически очень сильным и ловким. Ему не было равных в поднятии тяжестей, стрельбе из лука, фехтовании и конных скачках.
Много пришлось воевать Султан-муту, но сколько бы он ни одерживал блестящих побед, это были вынужденные шаги, направленные на отстаивание собственной независимости, свободы родной земли. «С теми, кто живет рядом с нами, с нашими соседями, мы должны жить мирно, это наш долг», — говорил Султан-мут. Но не всегда и не все соседи придерживались таких принципов, и тогда Султан-муту приходилось брать в руки оружие. Подавить сопротивление Султан-мута пытались многие, но никому это не удавалось. Султан-мут делал все, чтобы на дагестанской земле, на родине предков не пролилась кровь. Под любым предлогом он старался отвести войско противника за пределы своего владения и там дать бой.
Полководческий дар – одна из главных черт Султан-мута. Именно это его качество способствовало признанию его княжества как самостоятельного государственного образования, с которым были вынуждены считаться довольно грозные в военном отношении соседние державы, в том числе Иран, Турция, Россия.
В Эндирей стекалось великое множество людей, потому что в благородстве своем Султан-мут принимал всех чужестранцев и беглецов, обеспечивая им защиту и прибежище. Когда Султан-мута спрашивали: «Разве ты обязан ежедневно кормить такое количество людей, пришедших к тебе со своими проблемами?», он отвечал: «Любой, попавший в беду и обратившийся к кому-нибудь с просьбой, – посланник Аллаха, отказавший ему отказывает Аллаху, а подаривший ему что-либо – дарит Аллаху».
На протяжении 17-го века между Султан-мутом и его сводными братьями происходили ожесточенные междоусобные войны. Неоднократно Тарковские обращались за военной помощью против Султан-мута к русскому правительству и иранскому шаху. Несмотря на это, Султан-мут прилагал немалые усилия, чтобы примириться с братьями. Но все старания были напрасны.
Дом Султан-мута не был похож на дворцы падишахов, в нем отсутствовали роскошь и чрезмерное великолепие. Он считал, что роскошь, придающая человеку тщеславие, пагубна, ибо, где богатство, там и сердце человека. Поэтому он копил его не на земле, а в душе своей.
Огромным уважением пользовался Султан-мут среди людей в Дагестане, Чечне, Кабарде, Карачае, Балкарии. Чеченцы называли Султан-мута шейхом, отмечая его высокий духовный уровень, а пещера, находившаяся на их территории, в которой уединялся Султан-мут, признана святым местом. Под знаменем ислама Султан-мут смог объединить и сплотить кумыков, аварцев, даргинцев, лакцев, чеченцев, ингушей, кабардинцев,карачаевцев,балкарцев и многие другие народы, поднять их на борьбу за независимость родного края.
Очень жестоко наказывал Султан-мут тех, кто пытался разделять людей по расовым и религиозным признакам. Он говорил: «Ни у кого из вас нет преимущества над другими. Вы можете быть лучше или хуже по одному признаку – лишь по тому, насколько лучше служите своему Господу – Всевышнему Аллаху, а во всем остальном это не ваша заслуга, а милость Творца». Султан-мут призывал любить всех — и врагов, и друзей, все живое, что находится вокруг. Он говорил: «Все, что окружает, создано Аллахом, как же можно не любить то, что сотворено им?».