МУРАТ ШИХСАИДОВ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ

Как выполняется в нашей республике приоритетный национальный проект «Развитие АПК», и каковы перспективы сельскохозяйственной отрасли в будущем? С этими вопросами наш корреспондент обратилась к заместителю Председателя Правительства РД — министру сельского хозяйства Дагестана Мурату Шихсаидову.

— Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев отмечал Дагестан в числе восьми успешно развивающихся регионов Российской Федерации. Правда, показатели, по которым мы этого достигли, вызывают беспокойство. Действительно, обеспечен прирост сельскохозяйственной продукции, но, к сожалению, не теми средствами, которыми следовало бы этого добиться, то есть не путем интенсификации, а за счет роста количественных показателей. Поэтому основной упор в дальнейшей работе мы будем делать на повышение урожайности и продуктивности.

— Получается, что количественные показатели в целом увеличиваются, но не увеличивается продуктивность урожая, собранного с одного гектара, надои с одной коровы и так далее?

— Эти показатели тоже увеличиваются, но не в тех объемах, которые нам хотелось бы иметь, то есть по общим показателям мы в Южном федеральном округе находимся на 3-4-й позициях, а по урожайности, уровню заработной платы, по продуктивности мы на одном из последних мест. Это не радует. Основные программные мероприятия по дальнейшему развитию сельского хозяйства, которые нам предстоит выполнять, направлены именно на увеличение качественных показателей.
Вы знаете, что национальный проект «Развитие АПК» в этом году завершается, и он плавно трансформируется в республиканскую и российскую программу развития сельского хозяйства. В декабре прошлого года мы приняли свою программу, сейчас она разрабатывается конкретно по каждому хозяйству, по каждому району, по каждой отрасли. В этой связи у нас есть серьезные задумки по улучшению положения дел в сельском хозяйстве республики. Например, с созданием агрохолдингов, осуществится увязка сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью. Ситуация, складывающаяся у нас, сегодня во всех отношениях парадоксальна: переработчики обманывают, занижают цену перерабатываемой сельскохозяйственной продукции, и, соответственно, нет совершенно необходимого синтеза – симбиоза между предприятиями.

— Было время, когда считалось, что крупные предприятия, компании, тем более холдинги, не выживут, а вот небольшие фермерские хозяйства будут продуктивно развиваться и расти. Но, по-моему, это нереально, ведь у основной массы фермерских хозяйств, как правило, не хватает средств на переработку сырья, на приобретение техники.

— Ни в одной стране мира только за счет фермерских хозяйств население не обеспечивается продовольствием, потому что себестоимость высокая — это раз, новейшие технологии фермеры применять не могут – это два, и, соответственно, их возможности ограничены. Возьмем, к примеру, виноградарство. Сегодня килограмм винограда коньячные и винзаводы закупают по 10 рублей, тогда как бутылка минеральной воды стоит 12 рублей. Разве можно сравнить производство воды или бутылки и производство килограмма винограда? Коньячный комбинат получает бешеные прибыли, и вместо того, чтобы расширять виноградарское производство, прибыль, полученную за счет сельского хозяйства, направляет куда угодно, только не в виноградарские сельскохозяйственные предприятия и совхозы. Мы проработали схемы создания агрохолдингов в мясной и молочной отраслях, а также в виноградарстве и зерновом хозяйстве. Будем за счет этого добиваться результатов.
Создается крупное семеноводческое хозяйство, которое будет заниматься выращиванием элитных семян и производством семян первой репродукции. Во всех хозяйствах будем засеивать качественными семенами. В этом году мы уже не успеваем, но со следующего добьемся, чтобы сеяли только семена первой репродукции, так как каждая находящаяся ниже репродукция сокращает урожай на 10-20 процентов. А сейчас какое только зерно не сеют! Потери большие. Если будем сеять качественные семена, сможем, как минимум, прибавить 50-70 тысяч тонн зерна в закрома республики и урожайность довести до 22-25 центнеров с гектара.
Сейчас на круг 12 центнеров – это первое. То же самое и в рисоводческом хозяйстве. Второе – мы из-за нехватки техники несвоевременно проводим технологические мероприятия. Вместо того чтобы за 7 дней убрать озимые, мы их убираем за месяц или 45 дней. По этой же причине происходит потеря от 20 до 50 процентов урожая зерна. Комбайны — машины очень дорогостоящие. Не покупать же их каждому хозяйству, ведь работают они всего 7 дней в году. Для того чтобы решить эту проблему, будем создавать целые комплексы машинно-технологических станций, которые будут обеспечены современной техникой и смогут своевременно и качественно убирать этот урожай.

— Возвращаемся к прошлому, когда в каждом районе имелись и неплохо работали МТС?

— Суть и название не меняются. Если, к примеру, урожай созревает в основном на равнине, а в предгорье на 10-15 дней позже – ту же технику можно использовать и там. Необязательно, чтобы каждый фермер имел свою технику, платил за нее амортизационные отчисления. Все это снизит себестоимость продукции. Поэтому своевременной качественной уборкой мы добиваемся не только повышения урожайности, но и уменьшения себестоимости. Как можно поднять качественные показатели, я вам уже сказал: это, в первую очередь, внедрение в жизнь машинно-технологических станций и улучшение реализации.
Мы находим средства для строительства рисоперерабатывающего предприятия в Кизляре. На какое-то время из-за отсутствия финансирования строительство было приостановлено. Сейчас мы добились, чтобы снова выделялись средства для продолжения строительства этого крупного перерабатывающего предприятия. С пуском этого производства мы обеспечим и реализацию риса по доступной цене.

— Мурат Шихсаидович, Ваше имя связывают с наиболее современной и признанной во многих европейских государствах концепцией эколого-экономического развития территорий.

— В прошлом году мы провели анализ реализуемой сельскохозяйственной продукции, и я не могу не отметить, что основная часть продукции, особенно завозимой из-за пределов республики, является недоброкачественной и содержит недопустимое количество химических веществ, воздействие которых отражается на здоровье человека. Поэтому мы хотим усилить контроль за реализуемой продукцией.
Отсутствие экологически безопасного подхода к ведению хозяйства явно заметно, когда проезжаешь по территории Карабудахкентского района. Здесь были выделены большие площади под фермерские наделы, в которых для выращивания ранних сортов овощей и арбузов использовалась полиэтиленовая пленка. После завершения работ эту пленку не убирают, и, оставаясь в земле, она еще 100 лет будет только ухудшать плодородие почвы. Чтобы на проценты улучшить качество земельных угодий, создать гумус, потребуется 100 лет, и тут же мы на 100 лет загрязняем почву – это экологически отрицательное явление.

— В таком случае, почему хозяйствующие субъекты не обращаются к ученым, ведь каждая территория имеет свою особенность, и различные сорта овощной и растениеводческой продукции соответствуют определенным земельным площадям?

— К сожалению, сегодня и хозяйственников практически не осталось. Могу привести пример. Когда я работал руководителем администрации Каякентского района, 25,4% реализованной сельскохозяйственной продукции по республике давали хозяйства этого района. И только эффективно работающие, имеющие соответствующую прибыль хозяйства могут позволить себе сотрудничество с наукой. Ученые сегодня еще не имеют стимула, чтобы выезжать в хозяйства, на предприятия, встречаться с людьми, занимающимися производством. Научные работники и хозяйственники просто оторваны друг от друга. Мы должны вовлекать ученых в агропромышленный комплекс, чтобы они не просто констатировали свои теоретические выкладки, а давали практическое решение.

— Каково положение с выдачей кредитов для селян?

— Мы нашли взаимопонимание с «Россельхозбанком» не только по выдаче кредитов, но и по их эффективному использованию. К сожалению, раньше кредиты выдавали как придется. У нас в силу различных обстоятельств образовалась большая задолженность по процентным ставкам, и в итоге центральный аппарат «Россельхозбанка» перестал нам выдавать кредитные средства. Этот вопрос снят с повестки дня Президентом республики. Первоначально, прежде чем выдавать кредиты, материалы бизнес-плана будут представляться нашим специалистам, которые дадут свои рекомендации и оценку, насколько выдача кредита целесообразна и эффективна. Только после этого при наличии необходимых финансовых документов будут выдавать кредиты.
К сожалению, выдают кредит обычно небольшими частями, поэтому на практике сложно полностью реализовать какой-то крупный бизнес – проект. Нередко образуются большие кредиторские задолженности.
Сегодня у нас имеется ряд крупных проектов, которые будут выгодны не только собственникам, не только кредиторам, не только тем, кто реально использует эти деньги, но и дадут результат по всей республике, потому что будет налажено серьезное производство, укрепится налоговая база, будут дополнительные налоговые поступления за счет новых рабочих мест. Это позволит эффективно использовать кредитные ресурсы, тем более, что большая часть средств, выделенных за счет российского и местного бюджетов, выдается практически беспроцентно.

— Это, конечно, выгодно, но, с другой стороны, если не наладить контроль, то деньги могут быть растрачены впустую. То есть, как это у нас часто бывает, человек может купить себе сначала дом и машину, а отнюдь не строить ферму или тратить деньги на современное дорогостоящее оборудование.

— Поэтому мы и предлагаем производить контроль не к концу срока использования кредита, а в процессе, то есть бизнес-план, о котором я уже говорил, будет нам представляться на разных этапах, и эффективность будет проверяться: выполнен один этап, комиссия пришла, проверила, если в наличии есть все, что запланировано, даем еще деньги.

— Виноградарство в свое время занимало в бюджете республики ведущее место и вместе с виноделием давало большие прибыли. Сегодня мы этих денег лишены.

— Если раньше я был руководителем «Дагвино» и болел только за виноградарство, то сейчас как министр я должен болеть и за животноводство, и за овощеводство, и за другие отрасли сельского хозяйства. Любая отрасль должна быть прибыльной. Вот говорили: зерновое хозяйство убыточно. Оно не будет убыточным, если сможем получать не 12 центнеров с гектара, а, как минимум, 23. То же самое и по другим отраслям. Поэтому если говорить о виноградарстве, думаю, что нам предстоит реорганизация этой отрасли. Хозяйства, занимающиеся виноградарством, сегодня терпят немалые убытки. Вы спросите: за счет чего эти хозяйства могут иметь доходы? Да за счет того, что их виноград поступает на завод игристых вин и на коньячные заводы. По итогам прошлого года, как я уже говорил, виноделы закупали килограмм винограда по 10 рублей. Я считаю, что эта цена совершенно не соответствует реальным затратам. Например, завод игристых вин мог осуществлять посадку винограда тех сортов, которые ему необходимы, а не закупать столовые сорта, которые ему не нужны. Чтобы поддержать виноградарей, завод закупает до 20% столовых сортов винограда. А это некачественное вино, некачественный виноматериал, некачественное шампанское. Поэтому руководству завода надо собрать все хозяйства, которые вошли бы в холдинг, и через фьючерные сделки финансировать посадку тех сортов, которые ему необходимы. Пусть даже они будут малоурожайные, не такие, как агадаи, саперави.

— Я поняла, что год нынешний будет для Вас сложным не столько из-за расширения площадей сельхозугодий и строительства перерабатывающих предприятий, сколько из-за налаживания координации работы всех структур сельскохозяйственной отрасли республики. Вы много лет проработали в сельском хозяйстве и даже возглавляли сельскохозяйственный банк. Как Вы чувствуете себя сегодня? Сложностей не боитесь?

— Когда я уходил с должности главы администрации Каякентского района, надеялся, что на новом посту работа будет полегче. Но оказалось наоборот. Тем более что требования Президента республики не просто жесткие, как исходящие от высшего должностного лица, это — требования человека, вникающего во все важнейшие направления работы по линии Министерства экономики, Министерства финансов и особенно сельскохозяйственной отрасли, потому что живем мы в аграрной республике.

— Как будет осуществляться продвижение сельскохозяйственных товаров на московские и зарубежные рынки?

— Мы уже в этом плане работаем, находим людей, которые делали бы эту работу. Не сегодня-завтра мы вступаем в ВТО, и тогда войти в рынок будет значительно сложнее. Нам дан небольшой отрезок времени для того, чтобы добиться высокого качества производимой сельскохозяйственной продукции и соответствующего товарного вида. Когда я работал в «Дагвино», мы занимались налаживанием экономических связей с американскими партнерами. Они приезжали и гостили у нас, соглашения подписали, и вдруг через год после отъезда звонят: «Можно к Вам еще раз приехать?» Очень богатые люди были. Я не стал их спрашивать о причине визита. Приезжайте. Мы их встретили в аэропорту, и они сразу нам говорят: «Мы питаемся в Америке, честно говоря, ерундой, и после отъезда из вашей республики в течение года никак не можем забыть вкус продуктов, которые у Вас ели».
Продукты у нас очень качественные, им надо только товарный вид придать. Вот над этим мы и работаем.
Консервные предприятия у нас есть, но их руководство ставит вопрос так: дайте нам кредит, и мы купим оборудование. Но у нас нет возможности каждое предприятие оснащать современным оборудованием. Можно по другому пути пойти. Одно предприятие сделать суперсовременным, а все остальные пусть изготовливают полуфабрикаты. Такое предприятие будет выпускать продукцию, конкурентоспособную на рынке. От прибыли оно будет распределять финансы другим заводам, чтобы заинтересовать своих поставщиков.

— Роль министерства в данном случае программно-консультативная?

— Министерство перейдет к этому в последующем, но менталитет у нас такой, что мы сегодня должны решать и иные вопросы. Пока у нас еще много проблем. Например, есть такое знаменитое хозяйство – совхоз им. Орджоникидзе Кизилюртовского района. Там установлено немецкое оборудование, и некоторые люди, позарившись на это имущество, используя свои знакомства и близких из-за долгов предприятия в 400 тысяч рублей (сумма для этого совхоза ничего не значащая), представили его к банкротству. Пришлось вмешаться и волевым решением эти незаконные действия предотвратить. Поэтому нам придется еще год-два учить людей правильно работать, а в последующем приступим к тем функциям, о которых мы с Вами говорили.

— Спасибо за интервью.

— Министром я с сентября прошлого года, и для того, чтобы легче было решать вопросы других отраслей народнохозяйственного комплекса, сопряженных с деятельностью Минсельхоза, меня назначили и вице-премьером Правительства Республики Дагестан. Я считаю, что это очень ответственное и ко многому обязывающее назначение.

Пользуясь случаем, хочу поздравить женщин, занятых в сельском хозяйстве республики, и в их лице всех женщин Дагестана с Международным женским днем 8 Марта.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам