123. Думаете, это начало ряда натуральных чисел или порядковый номер документа? Может в голову прийти что угодно, но уж никак не возраст. Тем не менее именно столько лет 1 июля исполнилось Пазилат Сурхаевне Сурхаевой из села Квантада Цумадинского района. Год ее рождения — 1885.Попасть в Книгу рекордов Гиннесса она никогда не стремилась: какое здесь ее достижение, если бог дал столько лет. Успехов она старалась добиваться на своем рабочем месте. Сколько себя помнит, работала дояркой. Когда в горах возникли колхозы, опытная доярка очень быстро стала передовой. Долгие годы работала бригадиром в колхозе.
Молодость, даже если трудишься на одном месте, не может быть однообразной. Особенно для задорной и жизнерадостной женщины, настроенной на долгую жизнь. Пазилат Сурхаевна всегда любила петь, и работу свою делала припеваючи. Она уверена, что жизнерадостность — главная причина ее долголетия. С ней, впрочем, согласятся и физиологи, например, Иван Павлов утверждал, что «радость, делая человека все чувствительнее к каждому биению жизни, укрепляет тело». Особую мудрость, которую находят в радости интеллектуалы, простые люди испытывают в естественном течении жизни.
Особенно если люди близки с природой. Долгожительница воспринимает себя частью ее и по-родственному общается с деревьями, камнями и облаками.
Пожилые односельчане, задумываясь об истоках долголетия бабушки Пазилат, называют и такой факт из ее жизни: у нее не было детей и, значит, не было особых забот, и отсутствие переживаний за их судьбу так сохранило квантадинку. Нынешние жители уже забыли, а ребенок-то у нее был — от первого мужа. Но умер в малолетнем возрасте. Может, жизнь так распорядилась, что Пазилат живет и за свое нерожденное продолжение.
Разнообразие в жизнь вносили и мужья, восемь раз выходила замуж жизнерадостная доярка. Для ее последнего мужа, который на сорок лет моложе, Пазилат — шестая жена. Для перешагнувшей за 120 и 80 лет — молодость. «Молодой» муж находит удовольствие в уходе за уникальной горянкой.
Помогает ему невестка одного из его сыновей от предыдущего брака.
Пазилат Сурхаевна уже не может сама передвигаться, почти не видит и не слышит. С гостями разговаривает на родном инхо-коринском диалекте.
— В Цумадинском районе в каждом селе свой язык, — поясняет директор районного Центра социального обслуживания Марзигат Гюльмагомедова, — она говорит на нем, но иногда переходит и на аварский язык. У нее хорошая память: помнит события из личной жизни, из жизни колхоза и страны.
Когда Марзигат Дибировна пыталась выяснить, а не могла ли в запись закрасться ошибка, Пазилат Сурхаевна посмеялась:
— Для чего? В советское время, когда не разрешали несовершеннолетним сочетаться браком, я уже была замужем.
В Год семьи бабушка Пазилат стала символом Цумадинского района и не собирается оспаривать свое преимущество у других долгожителей Дагестана, которые ей годятся в дети.