«Понравилось» или «не понравилось» — говорить о работах, исполненных в стиле абстракционизма — это все равно, что оценивать одномерно наш мир.
Первый уровень — воспринимать или не воспринимать — применим для зрителя неподготовленного, прежде всего, эмоционально, затем — интеллектуально. А уж потом как воспринимать — позитивно или уйти с выставки с головной болью… Да, случайных посетителей завершающейся сегодня аукционом экспозиции художественных работ Гульмиры Ибрагимовой и Тимура Мусаева уносило головокружением от многослойности закодированной информации.
А зрители, по роду своей деятельности в разной степени и разными путями проникшие в концептуальные лаборатории современного искусства, решили сравнить свои впечатления и определить, «что сказали современнику Тимур и Гульмира». Формально обсуждение облачилось в очередное заседание философско -интеллектуального клуба «Эпохе».
Постоянный участник интеллектуальных встреч в ресторане «Роза ветров» Тимур Мусаев в своем совершенствовании, наверняка получает стимул от общения с председателем философского общества, профессором ДГУ Мустафой Билаловым, руководителем клуба, сотрудником Дагестанского научного центра РАН Сабиром Гейбатовым и их коллегами.
Впечатление от сочетания противоположного, уже заложенное в названии проекта «Глубина поверхности», строит подобную словесную конструкцию «Гармония контрастов».
Левое и правое полушария головного мозга человека, замеченные психологами.
Логика и эмоции, констатируемые математиками.
Наука и искусство…
Мужское и женское начало…
Все противопоставления, которые выявили обозреватели с высоким IQ в совместной экспозиции молодых художников, из категории единства противоположностей. И картина Гульмиры в философско-синих тонах с IQ в названии, смотрящая прямо на круглый стол посреди выставочного фойе, получила наибольший общий балл. А ее работы из серии «Код сознания» всколыхнули эмоции у студентов философского отделения ДГУ, отвергая необоснованное мнение, что молодежь не может воспринимать абстрактное. А кто же мысленно разовьет авторскую наметку, если не молодой человек, живущий эмоциями?! Испорченные рамками и стереотипами «мудрецы» в лучшем случае готовы принять знакомые им символы и искать интеллектуальной расшифровки, которая совпадет с авторской при наличии комментирующего текста.
Женским эмоциям противопоставляется мужская логика, отсюда и предпочтения, склоняющиеся к работам Тимура Мусаева — все они из серии «Переплетения». Даже в деревянных и металлических переплетениях отсутствует монументальная статичность, а переплетения из мягких материалов «дышат» нарушениями симметрии. И это так ощутимо, что кандидат философских наук Дауд Зулумханов порывался переименовать серию в «Зарождение жизни».
Не только живое за решеткой переплетений, но и сами перекрещенные прутики готовы перестроиться, только бы дождаться. Но это случится в других новых работах…
А сегодня в 17 часов в художественной галерее «Во-Арт» в «Президент-комплексе» пройдет аукцион. Модно нынче иметь на стене такую картину.