Видение и ведение
Есть один общий для нас всех закон — стремление к счастью. Желая его другим, бумерангом получаешь и свою
порцию. В рекордсменах по количеству произнесенных пожеланий, конечно же, человек уникальной профессии —
тамада. Можно услышать возражения, что такой профессии нет, и это всего лишь «общественная нагрузка». Зависит все от видения определенного человека. Ведущий на сцене или конферансье уже признаны
специальностями. И тамада как род занятий возвращается на круги своя. Их, настоящих профессионалов в ведении застолий, правда, единицы. И друг с другом они знакомы, и конкуренции не боятся, особенно в разгар свадебного сезона. Здесь можно перечислить пару-тройку имен, но пока остановимся на одном — Гайдар Магомедов.
Режиссер веселья
— Вообще слово «тамада» в переводе с древнегрузинского означает «распорядитель пиршества». Тамада — человек, который должен держать все нити торжества в своих руках и контролировать ситуацию, — называет главный кри-
терий оценки Гайдар. — А ситуации возникают разные, и вот умение направить торжество в нужное русло определяет профессионализм ведущего.
Тамада с многолетним стажем талант ведения застолий не считает каким-то божьим даром, этому в принципе мож-
но научиться. Среди главных требований: не стесняться публики, камеры и микрофона… Уроки психологии преподносит жизнь, хотя без природной интуиции и чувства меры и в этой профессии авторитета не завоюешь. Чтобы свадьба запомнилась и не была похожа на все остальные, включается целый комплекс невидимых механиз-
мов, работа которых должна быть согласована до точности, обратно пропорциональной количеству людей в зале.
Если не получилось отработать сценарий торжества заблаговременно, то приходится импровизировать на ходу, и здесь многое зависит от гостей…
Лакмусовая бумажка
— Поздоровался с собравшимися: «Салам алейкум!», «Добрый вечер!» — и уже по первой реакции их понимаешь: твои
они или нет, — делится наблюдениями Гайдар.
— На какой минуте пиршества Вы можете определить тактику ведения?
— Буквально с первых слов. Посмотрели на меня просто подоброму, улыбнулись — значит, все в порядке. Первый выход должен оставить впечатление.
А если не удалось завоевать публику, придется предпринимать новые шаги, соответствующие особенностям зала
и людей. Но таких примеров у Гайдара очень мало.
«Говорит
и показывает
«Марр акеш!»
Публика в банкетных залах собирается неоднородная ни по IQ, ни по темпераментности. Поэтому тамаде сложно оп-
ределиться, на какую ее часть ориентироваться. В таких случаях спасает «золотая середина», приходится прибегать и к трюкам «аналогично». Был в практике Гайдара случай, когда гости, возбужденные встречей с многочисленными родственниками и друзьями, так разговорились с первых же минут торжества, что гул зала
перекрывал все остальные шумы. Тамада не растерялся, примерил» левитановский голос и торжественно и офици-
ально произнес:
— Говорит и показывает «Марракеш!»
Ну разве можно после такого «финта» не подчиниться тамаде?!
Настроение тамады в полной зависимости от контакта с публикой. Нашел нужную струну, и можно смело играть.
Человеку, владеющему разными струнными инструментами, как Гайдар, делать это даже забавно. Только надо опре-
делиться, что у тебя сейчас в руках: гитара, пандур или балалайка. А может, придется нажать на клавиши гармони, и это тоже знакомо главе музыкальной семьи Магомедовых. — Вы можете во время ве-
дения застолья позволить себе шутки, может, и с музыкальными инструментами? -Когда хорошая публика,
когда хорошее настроение, когда атмосфера располагает, могу запросто позволить себе шалости. Взять барабан и
«сбацать» на нем что-нибудь…
— А спеть? Ведь Вы и поете.
— Когда нахожусь в приподнятом настроении, пою «Бесса ме муче». Но не на свадьбах. Я, наверно, единственный тамада, который еще не пел во время ведения свадьбы. Такое веяние пошло сейчас: все ведущие запели.
— А вспомнить молодость — станцевать?
— Тамады не хватит на все.
Отголоски профессии
В тех редких случаях, когда Гайдар, увлеченный завораживающей силой ритмичной музыки, все-таки выходит в круг, зрители узнают в нем профессионала. Мальчик, с детства посещавший танцевальный кружок при Доме пионеров, став студентом исторического факультета, не мог не засветиться на сцене. Замеченный еще по выступлениям в «Студенческих веснах», выпускник ДГУ был приглашен в Государственный ансамбль «Лезгинка». У Гайдара много друзей именно среди танцоров: — Свадебная лезгинка — это только популярный облегченный вариант танца. В семье Гайдара танцуют все, а старший сын Магомед, который учится сейчас в Санктпетербургском университете, занимался в ансамбле «Ватан». Возможно, политика и мировая экономика станут его основной
профессией. А для его отца призванием оказалась профессия тамады.
Фактура и стиль
Нужна ли тамаде представительная внешность, можно еще поразмышлять, но то, что это плюс, — никто не будет спорить. — Слава Богу природа меня не обидела,- с раскованностью настоящего тамады демонстрирует свою стать «Лев» — Арслан (вот что означает «Гайдар» на арабском языке) и, «тряхнув» царской гривой, соглашается
и с лестным переводом имени с монгольского: «скачущий на коне впереди». И здесь целое поле для ассоциативных фантазий.
Самая главная фишка ведущего — голос. Представить тамаду с писклявым голосом может только обладатель такового. Сочный, бархатный тембр то спускается к басу, то поднимается к баритону.
— При выборе собственного костюма ориентируетесь на публику?
— Считаюсь с желанием хозяев, но чаще я предлагаю сам. Если хотят провести вечер или свадьбу на уровне, надеваю смокинг, бабочку, и все остальные гости, атмосфера должны соответствовать моему смокингу. Но в Махачкале не все готовы к новшествам, приходиться подстраиваться под публику.
В летнее время в южном городе даже галстук «отдыхает».
Синтез эпох и народов
— Гайдар, национальность жениха и невесты Вас, конечно, не интересует ни в коей
мере?
— Развлекать могу гостей хоть на вьетнамской (к слову — это пока мечта этого тамады) свадьбе, хоть на зулусской. Но важно знать основной состав, собравшихся в банкетном зале, для того чтобы ввести какие-то
элементы традиционных ритуалов. Когда встречаюсь с хозяевами свадьбы, я им предлагаю воплотить какие-то национальные обряды прямо на свадьбе. Они рассказывают мне об обычаях, которые есть в их селе, но
мало кто соглашается использовать их на свадьбе, менталитет у наших дагестанцев такой.
— Застоявшийся?
— Закоренелый, можно сказать. — Свадьбы стали однотипыми.
— Хочется, чтобы было чтото особенное. Предлагаю: «Давайте сделаем так!». Не хотят утруждать себя, свадьба всего два-три часа идет, и все. Не так, как раньше, когда на улице устанавливали шатры и два-три дня гуляли. Невесту выводили под мелодию зурны…
— К этому уже возвращаются и в городе. А если бы Вас пригласили в село тамадой?
— С большим удовольствиемпоехал бы.
Но все это удовольствие может испортиться, если вдруг окажется, что в этом ауле уже построили банкетный зал. Село не хочет отставать от города и в свадебном антураже.
Кавказ как никак Европа.
С элементами «Евр о»
— Слава богу, окно в Европу прорубили, и все хотят выглядеть цивильно.
Я не могу никак уговорить родителей, которые выдают своих дочерей замуж, чтобы девочки надевали дагестанское
платье.
Не обязательно такое, как у наших бабушек, а стилизованное, с учетом мировых тенденций в моде. Почему нельзя одеть девушку в национальный костюм, а парню заказать европейский костюм с элементами газырей и тому подобное?.. Модельеры со мной согласны. Но свадебные салоны могут принять это как антирекламу.
— Свадебные салоны со свойственной рынку мобильностью могут перейти на эти наряды.
— У меня масса предложений для единомышленников. Если у меня получится убедить людей в том, что нам необходимо сохранить национальные мотивы и обычаи, — я буду молодцом!
Гайдар начинал об этом говорить лет пять назад с молодежной аудиторией через газету «Молодежь Дагестана». Резонанс был неожиданный, откликнулись, поддержали, но формула «как все» пока действует неоспоримо.
— Гайдар, представляете, какая свадьба будет у ваших сыновей?
— Я в полной мере не представляю свадеб своих сыновей, но экскизы к платьям своим будущим невесткам я нарисую сам. Я надеюсь, что найду такие слова, чтобы они согласились их надеть. Свадьбу играем один раз в жизни ( Дай бог, чтобы было так у всех), и хочется, чтобы она была не похожа на все остальные, чтобы это был мини-спектакль. И чтобы свадьба запомнилась не только гостям, но и жениху с невестой.
Крестный семьи
Свадьбы, которые ведет Гайдар, запоминаются. И его узнают женихи и невесты на улицах города.
— Я доволен, что выбрал эту профессию. Мне приятно встретить в городе молодую пару с ребенком; они подходят с благодарностью: «Здравствуйте, дядя Гайдар, Вы нас не узнали, Вы вели нашу свадьбу». В некотором роде я крестный отец новых семей. Тамада становится почти родственником жениха и невесты.
Уже по два-три ребенка в семье, а все еще помнят тот день и меня.
Загадка тамады
— Кто Вас «сватает» — хозяева торжества сами выходят на Вас, музыканты или Вы их находите?
— Чаще всего на связь выходят хозяева, реже — музыканты. Город Махачкала небольшой, городские друг друга знают. Меня очень легко найти.
Звонки достают его с обоих мобильников — с кавказским и московским номерами. И между двумя дагестанскими свадьбами может оказаться питерская или московская.
Кроме свадеб, я веду корпоративные вечеринки, концерты, вечера.
— Ваши манеры не изменились за годы службы «свадебным генералом»?
— Я рад, что они не изменились. Я отношу себя к тому пласту городской интеллигенции, которая была в изобилии в Махачкале раньше. Сейчас тех горожан не осталось почти. Все уезжают.
— И Ваша семья живет в Москве.
— Москва для того, чтобы развивать детей. Москвичом я не стану никогда, я — махачкалинец до корней волос.
Историк, родовые корни которого уходят в село Цельмес Хунзахского района – родину Хаджи-Мурата – мог бы разгадать загадки прошлого.
Но «зажечь» большую разноликую аудиторию в банкетном зале — не меньший труд.
— Московские и питерские свадьбы сильно отличаются от наших?
— В Москве, Петербурге, Пятигорске к свадьбам относятся очень щепетильно и трепетно, оговаривается каждая деталь, сценарий расписывается по минутам, много разных конкурсов и эстрадных миниатюр в исполнении приглашенных артистов. Но мне наши свадьбы больше нравятся — с запахом чеснока и курдюка, гор и родников — это для души.
— А там свадьбы рафинированные?
— Там совсем другое отношение к пиршеству. Даже веселятся не как мы. Одна наша лезгинка чего стоит!
— За рубежом приходилось вести свадьбы?
— Когда я попал на свадьбу в Турции, помогал местному тамаде. Незнание языка немного мешало.
— А на родном языке Вы мастак в своем деле?
— К сожалению, я литературным аварским владею не настолько хорошо…
Он и огнетушитель
— Наряду со всеми хорошими качествами, которые присущи дагестанцам, хочется, чтобы всегда присутствовал элемент культуры. Тяжело находиться на свадьбах, где молодежь ведет себя безобразно. Наша молодежь перестала быть такой, как в мою молодость, могут закурить при стариках или пройтись перед ними пьяным шагом.
— А предотвратить драку на свадьбе тамада в силах?
— Конечно, это зависит и от тамады. Напряженность возникает нередко, и тогда приходится находить такие слова, которые успокоят разбушевавшихся. Если тамада завоевал авторитет в начале свадьбы, то он может смело делать замечания и рулить свадьбой.
У меня не было драк.
Когда вожжи колесницы под названием «свадьба» в надежных руках, она несется легко и весело по направлению к счастью.