О ДЕТЯХ, ШКОЛЕ И ФУТБОЛЕ

Автор предлагаемой читателям статьи Шамиль Сейфудинович Шихалиев, профессор, кандидат педагогических наук, заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Монголия, заслуженный работник образования Республики Дагестан. Активную работу проводит с подрастающим поколением, являясь руководителем Республиканского научно-методического центра при Республиканской специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва № 2. Им подготовлено и опубликовано тринадцать методических разработок по различным вопросам технологии футбола.
В успехе развивающегося детского футбола есть и значительная доля настоящего друга ребят, умелого зачинателя, прекрасного организатора, яркого сподвижника Ш.С.Шихалиева и его коллег, членов РНИЦ.

В марте планируется проведение семинара-совещания в Республиканской специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва по футболу № 2 Министерства образования и науки Республики Дагестан. Это мероприятие является продолжением разговора о футболе, начатого на конференции (2007 г.), и круглого стола (2008 г.). Но прежде чем начать разговор о проблемах футбола, хочу сказать несколько слов о детях.
Дети уже давно не ждут, когда взрослые создадут им условия для игры в настоящий футбол. Они гоняют мяч там, где для этого есть хотя бы элементарные условия, а иногда и там, где их вообще нет. Обратите внимание на играющих в такой футбол детей. Их площадка для игры – это необорудованное место, без соблюдения необходимых мер предосторожностей, где отсутствуют все атрибуты футбольной этики. Их экипировка, инвентарь и оборудование также далеки от зрелищного восприятия. Естественно, в их игре просматриваются большие погрешности в умении владения мячом, взаимодействии с партнёрами, соблюдении элементарных правил игры. Играть в такой футбол они могут часами, и счет у них порой достигает двух, а иногда и трехзначных чисел. А уж коль игра осуществляется без судейства, то зачастую в таких играх у ребят возникают споры, эмоции которых выходят за рамки дозволенного.
Конечно же, играя в такой футбол, дети удовлетворяют свою потребность в движениях, получают ряд положительных эмоций, изрядно утомляются и получают нужный энергетический заряд для своей последующей учебной деятельности. Эта группа детей и подростков, по моему мнению, относится к благополучно проводящим своё свободное время. В таких играх дети активно проводят отдых, развиваются физически и закаливаются психологически. Однако такой процесс игры в футбол не даёт должного познавательного и образовательного эффекта, а потому основным центром организации футбольных игр, проводимых детьми, должна стать школа. Хотя по меткому выражению Льва Яшина "школа не заменит двора – она его дополнит". Школа разовьет в парне то, что дал ему двор, и восполнит те пробелы, которые неизбежны при "дворовом воспитании". Двор формирует "футбольный характер". Во дворах и на пустырях многих городов нашей страны выросли многие мастера, которыми гордится наш спорт.
Однако сегодня двор, улица, микрорайон меняют свой облик, постепенно вытесняя детей. В прошлое ушли традиционно проводимые соревнования среди дворовых и уличных команд. Хотя справедливости ради следует отметить, что в последнее время активизировала работу в этом направлении Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 2 (директор – А.А. Маркаров).На своей базе тренерский коллектив школы проводит традиционные турниры, такие, как памяти видного государственного деятеля Ш. Шамхалова и игроков ФК "Анжи" Махачкала К.Кафарова и И. Гасанбекова, а также соревнования среди дворовых и уличных команд на приз мэра г. Махачкалы С.Д. Амирова. В процессе проведения таких мероприятий и происходит отбор наиболее одаренных ребят в группы подготовки футболистов. Однако и эти турниры не могут удовлетворить желания огромной массы детей поиграть в футбол "команда на команду". Поэтому основным местом, где можно погонять мяч, у них остаётся ближайшая спортивная школьная площадка, которой, как правило, располагает каждая общеобразовательная школа. Вот она-то, школа, и должна стать основным центром организации футбольных игр, проводимых среди детей.
В общеобразователь
ной школе произошли
значительные изменения в постановке и содержании учебного процесса по предмету "Физическая культура". Учителю предоставляется широкое поле деятельности в выборе средств, форм и методов учебной и внеучебной работы. Однако при определении программных требований и выборе той или иной дисциплины необходимо, на мой взгляд, учитывать интерес школьников к виду спортивной деятельности. Проведенный среди детей и подростков опрос свидетельствует о том, что футбол является самым любимым и популярным видом спорта.
При изучении специальной литературы по футболу я встретил достаточно много популярных книг, справочников и другого материала по технике и тактике игры в футбол (Я. Лукашин Ю. С. 1999; Лаптев А.П., Сучилин Л.А 1983; Андреев С. Н. 1986, 1989; Варюшин В.В. 1997; Люкшинов Н.М., 2006, Селуянов В.Н., Сарсания С.К., Сарсания К.С., 2006. Голомазов С).
К сожалению, методических рекомендаций по футболу в помощь учителю физической культуры в литературе крайне недостаточно. Тем более что учителя школ, по нашим данным (68% из числа опрошенных), испытывают трудности при подборе учебного материала по обучению приемам игры в футбол.
Анализ школьных программ по физической культуре свидетельствует о том, что наряду с ныне действующей программой по физическому воспитанию учащихся
1 – 11-х классов имеется и альтернативная программа, но основанная на одном из видов спорта, в данном случае баскетболе. Авторы программы (Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов) достаточно грамотно и умело изложили материал для обучения техническим приемам игры, начиная с 1-го класса. Ориентируясь на эту программу, учителю физической культуры не составит большого труда адаптировать ее к другим видам спортивных игр и, в частности, к футболу. При таком подходе у учителя физической культуры создаётся возможность при составлении программы более детально охватить тематику для изучения футбола как спортивно-педагогическую дисциплину, начиная с 1-го класса. А опыт работы по обучению элементам спортивных игр детей младшего возраста достаточно накоплен на кафедре спортивных игр Даггоспединститута.
Вместе с тем учитель, определивший для себя проведение уроков по футболу в школе, испытывает ряд трудностей. Главная из них – это системный подход в освещении материала на все годы обучения в школе, охватывающий вопросы технологии обучения игры в футбол. Это предположение подтверждается изучением опыта работы учителей школ и анализом программ подготовки учителей физической культуры.
Главное, на что следует обратить внимание учителю физической культуры, – это чтобы в школьной программе был отражён необходимый объём знаний, умений и навыков. Овладев ими, учащийся сможет самостоятельно ориентироваться в весьма сложной игровой обстановке, которая складывается в футболе.
Футбол – это, пожалуй, единственный вид спорта, о котором бесконечно говорят, много спорят, и многие о нём все знают. Это, действительно, так, ведь многие люди готовы легко признаться, что они плохо разбираются в чём угодно, но только не в футболе. Популярность футбола общепризнанна среди людей различного возраста и самых различных профессий. Образно говоря, в этой игре все знатоки.
Однако футбол, помимо прекрасной формы внешкольной работы, – это спортивно-педагогическая дисциплина, которая включает в себя весь комплекс вопросов, связанных определённой последовательностью в освоении знаний, умений и навыков. И всё это должно быть объединено в чёткую систему обучения игре в футбол. Этого требует и само понятие игры в футбол.
Футбол – это соперничество двух команд, осуществляемое в рамках правил, а победительницей признается та команда, которая забьет большее количество голов. Но такое соперничество может быть только при условии, если игроки обеих команд владеют технико-тактическими навыками, умеют взаимодействовать друг с другом, знают правила игры, а также обладают всеми компонентами, которые характерны футболистам.
Известно, что система обучения игры в футбол, как и других подобных дисциплин спортивно-педагогического цикла, должна включать последовательность освоения знаний, умений и навыков.
Важным условием в де-
ятельности тренера-
педагога является умение владеть педагогическим мастерством. А педагогическое мастерство, как нам известно, – это хорошо налаженная технология обучения и воспитания. Но, как говорили древние греки, "воспитание – процесс бесконечный", поэтому в данной статье мы не затрагиваем вопросы столь глобальной проблемы, каковой является процесс воспитания. А вот вопросы налаженной технологии обучения являются весьма значимыми и важными в освоении системы обучения.
Технология обучения игры в футбол – это связующее звено между теорией обучения и его практической реализации, т.е. проекция теории обучения на плоскость, которая и образует систему oбyчeния. И нами, то есть работниками республиканского научно-методического центра при РСДЮ школы олимпийского Центра № 2, paзpaбoтaнa схема, характеризующая элементы технологии игры в футбол.
Дисциплину футбол мы условно разделили на семь больших блоков, связанных между собой в определенной последовательности.
В первый блок включены элементы техники игры, во второй – тактика, в третий – вопросы, связанные с методикой обучения, в четвертый – компоненты спортивной тренировки, в пятый – все, что связано с проведением соревнований по футболу, в шестой – методика исследовательской работы, в седьмой блок мы включаем вопросы психологической направленности, биоэнергетики, питания и гигиены, профилактики травматизма, врачебный контроль и самоконтроль, а также историю развития футбола.
И вот когда тренер-педагог, начинающий работать с юными футболистами, имеет перед собой подобную схему, он сможет безошибочно выбрать тот блок раздела футбол, который ему необходим.
Такой опыт оправдан еще и потому, что недостаточная разработанность вопроса системности обучения часто приводит к беспорядочному её применению в учебно-тренировочном процессе.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

На нескольких улицах Махачкалы перекрыли дороги

В столице Дагестана с 00:00 23 апреля до 00:00 24 апреля перекроют движение автотранспорта на улице Пушкина (участок дороги...

В Махачкале состоялась выставка-аукцион рисунков детей из Белгородской области

В столице Дагестана в стенах Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова состоялась выставка-аукцион детского рисунка в рамках празднования Международного...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы посетил тотальный диктант по даргинскому языку

Сегодня, в историческом парке "Россия – моя история" состоялось мероприятие, объединившее горожан даргинской нации с одной целью – протестировать...

Противодействие терроризму в Дагестане

В рамках реализации Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2024 г. рекомендуем к просмотру следующие...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам