Если говорить о Гуварше Касумовне Сулеймановой как об учителе, то надо упоминать это слово только с большой буквы и произносить его по-особому: проникновенно, уважительно и почтительно. И не только потому, что она прорабатала более 30-ти лет учителем математики, но она всегда с уважением и теплотой относилась к каждому из своих учеников, в каждом видела личность, беспокоилась о его будущем, прививала любовь к окружающему миру, готовила к жизненным испытаниям, учила искать и находить правильный выход из трудных положений.
Учитель математики… С каждой сухой и скупой цифрой, с каждой формулой, не подлежащей никакому сомнению и обсуждению, Гуварша Касумовна открывала детям мир, полный таинства, величия и фантазии. Этот мир требовал от каждого, изучающего математику, особого искусства: вместить в одну маленькую формулу все многообразие чисел, цифр и знаков. И Гуварша Касумовна учила детей этому искусству терпеливо и настойчиво.
Она никогда не повышала голоса, уроки ее проходили в полной тишине: каждый был занят делом. Разнообразие форм и методов позволяло Гуварше Касумовне вовлечь в работу всех одновременно и каждого в отдельности, для всех находилось у нее теплое и ободряющее слово. У нее никогда не было плохих учеников, ей удавалось создать такую атмосферу, что каждый ученик мог проявить себя с положительной стороны, применить свои способности. Упрямый у нее становился настойчивым, любопытный — любознательным, рассеянный — мечтательным. На ее уроки никто не опаздывал. А если это случалось, она, бывало, так укоризненно посмотрит, что сразу станет стыдно: и перед ней, и перед товарищами, и впредь уже никому не захочется своим опозданием привлекать к себе внимание.
Записи Гуварши Касумовны на классной доске были какими-то особенными, привлекательными. Ее каллиграфический почерк позволял в логической последовательности вместить на школьной доске весь изучаемый материал на данном уроке. А когда надо было закреплять теоретический материал и решать задачи или примеры, так жалко было стирать написанное ею…
От учеников она всегда требовала аккуратности, четкости, собранности, внимания, и требования ее были справедливыми, а поэтому — выполнимыми еще и потому, что она, прежде всего, была требовательна к себе.
Когда приходилось наблюдать за ее работой с целью изучения опыта, не составляло труда отметить ее основные принципы в работе: добросовестность, ответственность и доброта, теплое, материнское отношение к детям.
Стоит отметить скрупулезность, с которой она готовилась к урокам и предусматривала, кого из учеников и по какому вопросу надо опросить, какое дополнительное задание подготовить для тех, кто, как правило, справится раньше всех с основным, каким образом расшевелить тугодума. Для всех находилось место в ее большом и добром сердце, к каждому она подбирала ключи, всех держала в поле зрения, ко всем относилась заботливо, по-матерински.
Дети отвечали ей взаимностью. Ее классы были самыми дружными, самыми сплоченными. Ее ученики отличались прямотой и отзывчивостью. Добрые семена в душах учеников Гуварши Касумовны давали добрые всходы, и каждый ее ученик нашел достойное место в жизни: сейчас это учителя и врачи, сельхозработники и строители, предприниматели и спортсмены.
У Гуварши Касумовны нет громких титулов, высоких званий и правительственных наград. Зато у нее есть нечто большее — заслуженное признание, глубокое уважение и искренняя любовь ее учеников.
Недавно Гуварша Касумовна Сулейманова отметила 75-летие. В этот торжественный день собрались ее дети Шамсият, Магомед, Касум, внуки, друзья и родственники, для которых она самый дорогой и незаменимый человек.