Миграционные
процессы в 1990-е годы
Миграционные процессы в Республике Дагестан в 1990-2000 годах явились результатом тех колоссальных изменений, которые произошли в нашем обществе после распада СССР.
До 90-х годов на протяжении многих десятилетий миграционный поток в республике был отрицательным (то есть число выбывающих превышало число прибывающих). Выезжали за пределы республики в основном представители дагестанских национальностей трудоспособного возраста, главным образом из сельской местности. В 1990-1996 гг. ситуация существенно изменилась: миграционный поток стал положительным, то есть число приезжающих в республику стало превышать число выезжающих за ее пределы. А с 1997 г. сальдо миграции вновь приобрело отрицательные величины.
За счет миграции численность населения республики выросла только в 1990-1996 гг. в целом на 24,5 тыс. человек, из них 83% — за счет миграции из стран СНГ. Миграционный прирост населения республики все эти годы складывался в основном (более трех четвертей) за счет лиц дагестанских национальностей (лезгин, даргинцев, аварцев, лакцев, ногайцев), возвращающихся на родину из республик бывшего СССР и из регионов России. А что касается миграционного оттока, то доля этнических дагестанцев в нем составляла 50-55%.
Миграционный поток складывается из трех составляющих: миграции с регионами России, миграции со странами СНГ и Балтии и миграции со странами дальнего зарубежья.
Поток мигрантов, выезжающих на постоянное местожительство в страны дальнего зарубежья (США, Израиль, Канаду, Германию, страны Ближнего Востока и др.), стал складываться со второй половины
80-х годов и с самого начала имеет отрицательное сальдо — минус 9,9 тыс. человек за 1990-2001 гг. (в т. ч. Израиль — минус 8090 человек, США — 263, Германию -169). За 1990-2001 гг. из Дагестана в страны дальнего зарубежья выехали в общей сложности около 13 тыс. человек. Этот поток эмиграции носит ярко выраженный этнический характер, поскольку выезжали главным образом евреи, горские евреи и таты. Свыше 90% выехавших избрали постоянным местом жительства Израиль. Пик активности этой категории миграции наблюдался в 1991 и 1994-1995 гг. В последующие годы поток эмигрантов начал стабильно уменьшаться.
Другой поток мигрантов — между Дагестаном и бывшими союзными республиками. В республику вернулись около 2,0 тыс. семей (9,3 тыс. человек), вынужденно покинувших в 1989-1990 гг. в результате известных событий места своего постоянного проживания в Гурьевской области Республики Казахстан, которые размещены в основном в районах Южного Дагестана.
Наибольший миграционный прирост в Дагестан сложился с Азербайджаном (32% общего миграционного прироста со странами СНГ и Балтии), Казахстаном (26%), Туркменией (16%) и Узбекистаном (11%).
В 90-е годы в Дагестан из стран СНГ и Балтии прибыло почти на 25 тыс. человек больше, чем выбыло (из Азербайджана — 8,4 тыс. человек, Грузии — 1,5 тыс. человек, Казахстана — 5,7 тыс. человек, Узбекистана — 2,5 тыс. человек, Туркменистана — 4,5 тыс. человек).
Поток мигрантов из СНГ состоит в основном из лиц дагестанских национальностей.
Третьим направлением миграционного потока являются обмены населения с другими республиками, краями и областями Российской Федерации, так называемая межрегиональная миграция населения. В 1991-1996 гг. межрегиональное сальдо миграции у республики было положительным, что в значительной степени определили мигранты из Чеченской Республики (даже без беженцев во время военных действий). В последующие годы сальдо миграции стало вновь отрицательным. Рост миграционной убыли в этот период в значительной мере определялся нестабильной ситуацией в регионе в связи с началом боевых действий в Чеченской Республике.
Большая часть мигрантов не выезжает за пределы Северо-Кавказского региона, а остается на жительство в Ставропольском и Краснодарском краях и в Ростовской области. Немалая часть населения направляется в Центральный район (Москву и Московскую область, Тверскую и Тульскую области), Поволжский район (Астраханскую, Волгоградскую и Саратовскую области, Республику Калмыкия), Западно-Сибирский район (Тюменскую область). При этом если в Тюменскую область и Республику Калмыкия выезжают, как правило, на работу, то в остальные регионы — на постоянное местожительство.
Миграционный приток населения дагестанских этносов на свою историческую родину в межпереписной период 1989-2002 гг. составил 75 тыс. чел. и был обусловлен указанными выше антикавказскими выступлениями в Казахстане, откуда были вынуждены вернуться в Дагестан около 20 тыс. представителей дагестанских этносов, осложнением «лезгинского» вопроса в Азербайджане, побудившим около 20 тыс. лезгин и представителей других дагестанских народов выехать в Дагестан, и антикавказскими настроениями/выступлениями и русского населения в «русских» субъектах Северного Кавказа — Ростовской области и Ставропольском крае. Из указанных субъектов Российской Федерации в «свою» республику в 1989-2002 гг. вернулись более 12 тысяч человек — представителей дагестанских народов. Дагестанские семьи (в основном даргинские), в течение двух-трех поколений обживавшие периферийные восточные и юго-восточные районы Ставропольского края, из-за прессинга со стороны местного казачества стали в массовом порядке покидать их и возвращаться на родину.
В 1994 г. миграционный приток дагестанских этносов в республику был наибольшим, чем когда-либо (Дагестан уступил лишь Краснодарскому краю), а миграционный прирост в сельской местности республики оказался вообще самым высоким в России. И это при недостатке пахотных земель и уже существующем аграрном перенаселении. В республику прибыло почти 8,7 тыс. аварцев, более 10 тыс. даргинцев и столько же лезгин, более 2,5 тыс. ногайцев, 4,7 тыс. кумыков и т.д. Но в том же году в Дагестан приехали и более 29 тыс. чеченцев.
Основную часть миграционного прироста дагестанских народов в 1989-2002 гг. составили даргинцы и лезгины (соответственно 40 и 31%); значительная часть лезгин прибыла в Дагестан из Азербайджана и Казахстана, большая часть даргинцев — из субъектов Южного федерального округа РФ.
Отрицательное сальдо миграции Дагестана складывается в основном за счет оттока русских, украинцев, белорусов, армян, евреев, татар.
Русские — один из крупных по численности народов, населяющих Дагестан (40 лет назад второй по величине — 20% численности населения), расселены в основном (около 80%) во всех городах и большинстве поселков городского типа. Однако лишь в Кизляре русские составляют около половины населения. Относительно значительна их доля в Махачкале и Каспийске.
Отток русских из республики — долговременная тенденция. Однако если до конца 80-х годов доля русских, покидающих Дагестан, ежегодно составляла в среднем 0,5% от числа проживающих, то начиная с 1989 г. этот показатель резко увеличился. Если за 30 лет (1959-1988 гг.) численность русских сократилась на 22%, то за последние 12 лет (1990-2001 гг.) — почти на 30%. С началом военных действий в Чеченской Республике в 1994 г. темпы оттока русских усилились. Наибольшее число русских, выехавших из республики, отмечено в 1995 г. (43,8% от всех выбывших), а дагестанцев — в 1996 г. (47,4%). Отток русских и русскоязычного населения продолжается и сейчас, хотя он несколько сократился.
Численность русского населения Дагестана, по данным переписи 2002 г., составляет 120,9 тыс. чел. (4,7% населения республики). Сокращение численности русских, кроме миграции за пределы Дагестана, с 1991 г. связано также и с их естественной убылью.
Несравнимо более драматичной по характеру в 90-е годы XX в. была миграция, связанная с войной в соседней Чеченской Республике. В результате двух чеченских войн она приобрела характер гуманитарной катастрофы. Последствия этих войн ужасающи. Поломаны тысячи судеб, а тот, кто уцелел, обрел приют там, куда не перекинулось пламя войны.
Основная масса беженцев устремилась в соседние Ингушетию и Дагестан. В период военных действий в Чеченской Республике Дагестан принял и содержал на своей территории около 158 тыс. ее жителей.
В августе 1999 года в результате вторжения вооруженных бандформирований (Кадарские события) около 40 тыс. жителей Ботлихского, Буйнакского, Новолакского и Цумадинского районов покинули зоны боевых действий и выехали в другие места.
Миграционные процессы в первой половине 2000-х гг.
В первой половине 2000-х гг. направленность и характер миграционных процессов в Дагестане не изменились. Продолжает иметь место отрицательное сальдо миграции (превышение количества выбывшего из республики населения над прибывшим). Ежегодно из республики уезжает в среднем почти на 6 тыс. чел. больше, чем приезжает.
Миграционный обмен со странами СНГ и дальнего зарубежья постепенно ослабевает. Если в 2000-2001 гг. он составлял плюс 1300-1600, то в 2002-2005 гг. – уже от плюс 500 до плюс 200 человек по нисходящей линии. Поскольку из бывших союзных республик на историческую родину возвращаются в основном этнические дагестанцы, то тенденция к сокращению притока говорит о том, что процесс репатриации дагестанцев из этих республик завершается.
Рекордно низкого уровня, по сравнению с 90-ми годами XX века, достиг миграционный обмен Дагестана со странами Запада и Израилем. Наблюдается устойчивое снижение и без того небольшого количества граждан, уезжающих в эти страны: в 2000 г. — 255 чел., в 2001г. — 214 чел., в 2002 г. — 130 чел., в 2003 г. — уже 55 чел. Однако сальдо миграции в обмене с этими странами не изменит своего отрицательного значения. Ослабление миграционного оттока дагестанцев в указанные страны связано с ужесточением миграционного законодательства в странах Запада в связи с усилением террористической опасности.
Поскольку миграция дагестанцев в Израиль носит этнический характер (возвращение евреев на историческую родину), то в ближайшие годы миграционный обмен с этим государством будет исчерпан.
Но главными миграционными «партнерами» Дагестана, как и в предыдущие годы, являются субъекты РФ, то есть имеет место интенсивная по своим масштабам межрегиональная миграция населения. Сальдо миграции Дагестана с другими регионами России имеет попрежнему отрицательные величины. Миграционный обмен Дагестана с регионами России играет определяющую роль в структуре внешней миграции дагестанцев. Ежегодно из Дагестана в другие субъекты РФ уезжает на 5,5 — 6,5 тыс. человек больше, чем приезжает. К сожалению, многие дагестанцы не могут реализовать свои способности на малой родине, и это вынуждает их покинуть республику.
Впервые с 1993 года у народностей Дагестана в 2001 году сложилось отрицательное сальдо миграции (минус 888 человек), в то время как до сих пор отрицательное сальдо миграции отмечалось только по некоренным народностям, и удельный вес дагестанцев среди выбывшего населения республики в 2001 году составил наибольшую в последние годы величину — 55,2%. Удельный вес русских среди выбывших из республики в 2001 году составил 22,4% ( 30,5% — в 2000 году).
Благодаря принимаемым органами государственной власти республики мерам удалось значительно снизить отток русского населения. По сравнению с 90-ми гг. XX в., в первой половине 2000-х гг. отрицательное сальдо миграции по русским уменьшилось в 2 раза.
Таким образом, сальдо миграции по представителям русского населения за 2001-2004 гг. составило минус 5700 человек.
Общая картина была бы неполной, если обойти вниманием вынужденную миграцию населения. В первой половине 2000-х гг. статус вынужденных переселенцев получали отдельные лица, прибывавшие в республику из стран СНГ и Чечни. Примерно 90% вынужденных переселенцев составляли этнические дагестанцы.
По состоянию на 1 ноября 2005 г. состояли на учете 346 семей — 1057 человек вынужденных переселенцев, в основном из Чеченской Республики (263 семьи — 706 человек), а также из Казахстана, республик Средней Азии (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия) и Закавказья (Азербайджан, Грузия); 1 семья — беженцы (3 человека) и 3 афганца, получившие временное убежище в Российской Федерации.
Нелегальная миграция.
Приведенные выше данные отражают лишь сведения по легальной миграции населения. Фактически поток мигрантов в другие регионы России и в зарубежные страны из Дагестана значительно больше, чем показывает статистика, так как среди дагестанцев много неоформленных мигрантов, работающих в бизнесе, зачастую в российских и иностранных объединениях и фирмах, а также отдельно взятых лиц, незаконно перемещающихся из региона в регион. Незарегистрированный поток мигрантов больше зарегистрированного.
Существующий безвизовый режим въезда для граждан некоторых государств СНГ, отсутствие эффективной нормативно-правовой базы привели к тому, что в Дагестане проживают и осуществляют незаконную трудовую деятельность 5-7 тысяч иностранцев, прибывших в подавляющем большинстве из Азербайджана и Грузии.
Наиболее неблагополучная в миграционном плане ситуация сложилась в Махачкале. Столица оказалась центром свободного перемещения, проживания «нелегалов». К примеру, в городе на январь 2001 года временно зарегистрировано около 2000 граждан Азербайджана, Грузии и Армении, свыше 500 граждан из субъектов Федерации и 5000 человек из районов Дагестана. И это только десять процентов, так как регистрируется только каждый 10-й гражданин, приехавший в город.
Как свидетельствует статистика, за 1995-2000 гг. население дагестанской столицы увеличилось более чем на 12 тыс. человек. Это — цифра официальная. На самом же деле произошло чуть ли не десятикратное увеличение этой цифры. Выходит, что 120 тыс. человек без прописки и регистрации пользуются всеми благами, т. е. коммунальными, медицинскими, жилищно-бытовыми и социальными услугами в ущерб горожанам. Дешевизна нелегальной иностранной рабочей силы составляет конкуренцию жителям республики на рынке труда, что усиливает миграционный отток дагестанцев за пределы республики. Заполняя все вакантные места в сфере обслуживания, в торговле, они не платят никаких налогов и вдобавок сбывают некачественные товары. А о преступности и говорить не приходится.
В республике дважды в год проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Нелегальный мигрант», что позволяет выявить правонарушения в сфере миграции, допущенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, нарушившими режим пребывания на территории Российской Федерации или осуществляющими трудовую деятельность без разрешения на работу, а также российскими гражданами, нарушившими правила привлечения и использования иностранной рабочей силы и т. д.
В последние годы Правительство РФ разработало и ввело в действие целый ряд важных законодательных актов, касающихся миграции как внутренней, так и внешней. Основным направлением деятельности органов власти региона по регулированию трудовой миграции является оказание содействия безработным гражданам республики в трудоустройстве в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению органов службы занятости. В этих целях в Дагестане сформированы федеральный и окружной банки вакансий, которые призваны обеспечить возможность выбора рабочих мест в соответствии с предпочтениями населения и требованиями работодателей.
Миграционные настроения пронизывают дагестанское общество, а миграция воспринимается как один из способов удовлетворения социально-экономических потребностей.