Досуг многих подростков, как правило, заключается в просмотре передач у телевизора или в прибывании у монитора компьютера. Так, круглосуточное общение с электронным другом оборачивается для тинейджера компьютерной зависимостью.
Здесь не обошлось без помощи взрослых: родителей купивших, создателей заинтересовавших. Марат большую часть жизни проводит за компьютером. В свои пятнадцать мальчика не интересуют ни друзья, ни учеба, ни спорт. Его единственным увлечением остаются компьютерные игры. И все вроде нормально. Подросток дома, в безопасности, а значит, нет угрозы попасть в дурную компанию или уличную передрягу, но проблемы существуют. Первый сигнал тревоги пришел от классного руководителя — снизилась успеваемость. Следующее предупреждение последовало от организма мальчика: снизилась острота зрения, участились головные боли, бессонница, появилась раздражительность в отношении к окружающим. «Он стал очень странным, мальчика будто подменили», — недоумевает бабушка.
Впервые о пагубном влиянии компьютерных игр на психику заговорили в 80-х. Сегодня, как и четверть века назад, психологи отмечают сужение круга интересов подростка, оскудение эмоциональной сферы, социальную изоляцию, затруднение контакта со сверстниками. Отдельные компьютерные игры инициируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия.
Согласно медицинскому заключению длительная работа за компьютером негативно отражается на многих функциях организма. Страдают зрение и опорно-двигательный аппарат, а также нервная, эндокринная, иммунная, репродуктивная системы. Одним из основных вредных факторов является малоподвижный образ жизни, чреватый варикозом и искривлением позвоночника. Если брать конкретно вред, приносимый компьютерными играми, а не самим компьютером, то речь пойдет, прежде всего, о психических расстройствах. Игры затягивают внимание зрителя, все больше погружая в виртуальный мир. С каждой минутой, проведенной в нем, «завязать» становится сложнее. Появляются игры нового поколения, объединенные с кинопрототипами в единое целое, игры, позволяющие жить полной жизнью. Играя в них, можно реализовать все свои желания. Хочешь внешность Брэда Пита, многомиллионное состояние, всемирное уважение. Пожалуйста, получай, достаточно нажать на кнопку Shift. При желании можно и девушку, похожую на Джоли, отыскать, достаточно лишь нажать сочетание нужных клавиш. И жизнь прекрасна. Один нюанс: эта жизнь виртуальна. Можно целыми днями просиживать перед экраном компьютера, наслаждаясь невероятными игровыми новинками, но на деле жизнь не меняется, и за окнами все та же суровая действительность, где не так все легко и просто, ведь реальность определяется не правилами игры, а законом жизни.
Подобной маниакальной зависимостью страдают не только подростки, но и взрослые. Людям, прожигающим жизнь в компьютерной виртуальности, как правило, необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, застенчивость, закомплексованность. Тут на помощь и приходят компьютерные игры.
Но не все так плохо. Их использование может дать и положительный результат. Ведь немало обучающих и развивающих игр. Все хорошо в меру. Главный вред, приносимый компьютерными играми, — неумеренное их использование. Для любого возраста есть свое время и нормы, и придерживаться их надо неукоснительно. Бесспорно, родители должны следить за тем, во что играет их ребенок, что его интересует, как складываются его взаимоотношения со сверстниками. Но и в проблеме взаимоотношений родителей и детей компьютерные игры являются лишь препятствием и зоной отчуждения близких людей.
Зависимость от компьютерных игр приобретает масштабы эпидемии, панацею от которой трудно найти.