Наследие, которое оставил Халилбек Мусаясул из аула Чох, стало достоянием всего человечества недавно, только два десятилетия назад. Учеба в Мюнхене, брак с баронессой Мелани Нагель, лишение советского гражданства, иммиграция, могила за океаном – такова судьба одаренного и талантливого художника. Для будущих поколений дагестанцев остались его книги и картины.
27 марта в актовом зале Дагестанского научного центра РАН в Махачкале состоялась юбилейная научная сессия, посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося художника Халилбека Мусаясула. Напомним, что Институт языка, литературы и искусства им.
Г. Цадасы ДНЦ РАН проводил сессию в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». Для участия в пятичасовой сессии были приглашены представители общественности, ученые, интеллигенция.
Академик РАН Гаджи Гамзатов назвал свое выступление синтезом всех публикаций о жизни и творчестве художника: «Биография художника дополнилась догадками и легендами, возникшими еще при его жизни. Сама его короткая жизнь становилась источником легенд. В основе его наследия лежит природный талант, помноженный на труд. В композиции живописи, мне кажется, ему не было равных. Он считал человека центром Вселенной и венцом природы, что отражается в каждой из его работ. Халилбек чувствовал, что ему, горцу по происхождению и духу, европейскому интеллигенту по художественной выучке и образованию, несдобровать в суровых лапах государства диктатуры пролетариата. Покидая родину, ему думалось, что он никогда больше не вернется и сколь мучительной будет его разлука».
Отметим, что доклады, прозвучавшие на сессии, будут опубликованы. Тем, кто изучает или просто любит дагестанскую литературу и искусство, наверняка будет интересно узнать больше о графике, литературном наследии, геральдических мотивах в творчестве Халилбека Мусаясула. Интересный момент – его автобиографическая повесть «Страна последних рыцарей» была издана в 1936 году в Германии, уже опутанной сетями фашизма. В ней свадебные и похоронные обряды, народные предания родного края обрели особенный, ностальгический оттенок.
Что касается проблем изучения историко-культурного богатства Дагестана, то заместитель директора Института ЯЛИ, доктор исторических наук Амирбек Магомедов коснулся в основном двух аспектов: «Первая проблема — это задача изучения наследия, исторических традиций формирования светских начал дагестанской культуры, связанных, в первую очередь, с XX веком. И вторая проблема — это задача изучения роли нашей традиционной культуры, художественно-ремесленной в частности, в судьбах народов России, стран СНГ, ряда стран дальнего зарубежья. Прошлый век совпал с драматическими ломками всех общественных отношений. Ломка начала века (революция 1917-1922 гг.), ставшая потрясением для всего общества, не до конца еще оценена научной общественностью с точки зрения ее конкретных последствий. Трагична история России и Дагестана, связанная с 1930-ми годами, ставшими нарицательными в нашей историографии. Именно поэтому историко-культурное наследие первой половины XX века, собранное по крупицам, приобретает для нас особый смысл».