VI Межрегиональная выставка с международным участием «Деловой Дагестан – 2009», III Республиканская специализированная выставка «Госзаказ – 2009» и Дни Ставропольского края в Республике Дагестан будут проведены в г.Махачкале в Национальной библиотеке им.Р.Гамзатова с 9 по 11 апреля 2009 г. Организаторы выставки: Министерство экономики РД, Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей РД при участии и поддержке Министерства по национальной политике, информации и внешним связям РД, Министерства промышленности, транспорта и связи РД, Министерства строительства и архитектуры РД, Комитета Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, Администрации г.Махачкалы.
В работе выставок примут участие руководители республики, республиканских министерств и ведомств, администраций городов и крупных потребителей продукции и услуг РД, ЮФО и других регионов России. Среди участников выставок «Деловой Дагестан – 2009» и «Госзаказ – 2009» фирмы из гг. Москвы, Санкт-Петербурга, ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области. По информации ставропольской стороны, делегацию края возглавит губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский. Целью проведения выставки является пропаганда конкурентоспособной продукции, товаров и услуг, достижений науки и техники, повышение деловой активности и инвестиционной привлекательности экономики республики, размещение республиканских и муниципальных заказов.
— Расскажите, пожалуйста, о целях пресс-конференции, которую вы давали во вторник в Доме Союза журналистов.
— Она была посвящена предстоящим выставкам и Дням Ставропольского края в Республике Дагестан. У ставропольской делегации есть задача – заключить соглашение с Республикой Дагестан в рамках этого мероприятия, поэтому губернатор края очень интересовался предстоящими выставками. Мы рассказали, чем будут отличаться выставки, которые будут проводиться в этом году, от предыдущих.
— Как Вы считаете, сотрудничество со Ставропольским краем больше выгодно им или же нашей стороне?
— Я считаю, если речь идет о сотрудничестве, то это выгодно обеим сторонам. Если бы им не было выгодно, они бы не приезжали, так же и мы. Губернатор края сказал, что заинтересован в расширении сотрудничества. Каждый год ставропольские партнеры приезжают к нам 2-3 раза на выставки, выставки-ярмарки или на ярмарки. Они привозят именно то, что нужно Дагестану. На них часто заключаются договора. Кстати, в прошлом году, одна наша строительная фирма заключила договора на сумму порядка 100 миллионов на поставку строительных материалов со Ставрополя. Выставки проводятся для принятия оптимальных решений, для того чтобы поставщики нашли своих заказчиков. Они дополняют остальные виды рекламы, потому что на выставке мы общаемся, возникает живой контакт, доверие к фирме. Важен личный контакт, и важно почувствовать компетентность фирмы поставщика, предприятия. Сегодняшний кризис – это кризис доверия поставщиков к заказчикам, заказчиков — к поставщикам, реального сектора – к банкам. Денег же меньше не стало, а их не хватает, потому что люди боятся их вкладывать, потому что они чувствуют неуверенность, недоверие друг к другу. В связи с этим наша задача – создать такие условия работы на выставке, чтобы был налажен контакт, и желательно, чтобы этот контакт превратился в контракты.
— Вы сказали, что деньги есть. То есть Вы не согласны с тем утверждением, что кризис начался из-за дефицита ликвидности. К примеру, в США закончились наличные деньги, потому что все они были вложены в американскую ипотеку, отсюда и кризис.
— Целенаправленно я этим вопросом не занимался, но так как я сталкиваюсь с этим, знаю, что денег меньше не могло стать и большое количество денег не обеспечено. То, что вы говорите, что недостаточная ликвидность – это правильно, просто ее потоки неправильно распределены. Они находятся не там, не в реальном секторе экономики, где можно их использовать. У нас кризис доверия, а не денег. С начала кризиса сотни, миллиарды долларов золотовалютного фонда направили на поддержание валюты и ценных бумаг. И чем это закончилось? Вопрос денег не стоит. Краеугольный камень – это доверие.
— Сегодняшний кризис не отразится на инвестиционных проектах нашей республики?
— Хорошо, что вы задали такой вопрос. У нас в Махачкале построен завод на сумму в несколько миллионов долларов, который производит пластиковые окна, двери и другие профили, который все делает с нуля и будет обеспечивать не только Дагестан, но и близлежащие регионы. Мы же раньше все завозили.
Кризис – это санация. Не нужно опускать руки. Иногда поставщики поднимают цены безо всяких оснований. А когда кризис и не так много денег, волей – неволей мы вынуждены использовать их более эффективно и делать так, как нужно покупателю. Поэтому те, кто правильно распределяет свои ресурсы, выйдут из кризиса сильными. Когда спекулятивные фирмы уйдут с рынка, для них освободится место. Они не только сохранят свои позиции на рынке, но и расширят их. Говоря о предстоящей выставке, не секрет, что попасть к президенту, губернатору достаточно сложно, а здесь они будут принимать участие. На нейтральной территории власть услышит, что нужно бизнесу и бизнес – какие приоритеты у власти. Если правильно построить свою работу, участие в выставке – это оптимальное маркетинговое решение.
— То есть Вы тоже присоединяетесь к тем экономистам, которые считают, что для России этот кризис выгоден – начнем наконец налаживать собственное производство?
— Это смотря куда пойдут деньги. Если в реальный сектор экономики – то да. Но если, как наше Правительство, поддерживать собственный автопром, вкладывая в него огромные деньги и повышая пошлины на иномарки и при этом не совершенствуя какие-то технические позиции, это неэффективно. Если деньги пойдут на совершенствование технологий и на грамотное управление – это очень важно – тогда да, а если это просто раздача – это неправильно. Все дело в управлении и контроле. А в принципе использовать такие моменты нужно.
— Получается, что повышение пошлин на иномарки – это неэффективно?
— Если оставлять все, в том числе и управление, так, как есть сейчас, то да.
— Многие эксперты говорят, что миллиарды нужно было направлять не на валютный рынок, а на помощь предпринимателям. Для экономики страны это было бы более эффективно.
— Если раздать деньги даже фирмам, нет гарантий, что они направят их в производство. Важно то, насколько бизнес верит власти, чтобы он знал, что не будет так: сегодня одно, а завтра уже другое. Если будет постоянная поддержка и контроль, это будет работать. А если просто раздавать банкам — оттуда они даже не доходят. Если бизнес не чувствует, что, тратя эти деньги, он может заработать завтра, деньги не помогут.
— Как Вы считаете, почему в условиях кризиса на Западе цены понижаются, а у нас продолжают расти?
— Там центробанки снижают процентные ставки даже до нуля, а у нас повышают процент. И к нашей валюте нет такого доверия. Нашему Центробанку придется тратить огромные деньги на погашение инфляции.
— Кризис выгоден для нас даже в том плане, что московские рестораны покупали баранину из Новой Зеландии. Сейчас это очень дорого. Не выгоднее ли будет покупать ее даже в тех же самых республиках Северного Кавказа?
— Для покупателя главное – уверенность, что поставщик будет доставлять продукцию постоянно. Представьте, что у вас свой ресторан. К вам приходит поставщик, а вы не можете заключить с ним договор, потому что там стреляют, и вы не уверены, что он будет поставлять продукцию вовремя. Важно обеспечить доверие и постоянство, а мы пока не в состоянии это делать. Сегодня выгодно вкладывать деньги в строительство жилья и дорог, так как создаются рабочие места и будет развиваться инфраструктура.
Строительство дорог и других коммуникаций – это самое главное, особенно в такие моменты, когда нужно обеспечить занятость. Это стратегически важно.
— У нас же постоянная проблема – мы недособираем налоги, поэтому у нас дотационная республика. Если бы таких же заводов, как пластиковый, который Вы привели в пример, было бы больше, то и налоговых отчислений в республиканский бюджет было бы гораздо больше.
— Вы представляете, сколько вопросов решает этот один завод, и деньги оседают не где-то, а у нас, здесь.
— Вы еще сказали, что важна хорошая упаковка, не только качество продукта, чтобы был брэнд, чтобы продукт был узнаваемым.
— Однозначно. Упаковка очень важна. Утверждение, что встречают по одежде, а провожают по уму, не лишено оснований.
— Мы пока не можем преподнести правильно свою продукцию?
— Бесспорно. Это такие технологии, они элементарные: купить оборудование, вмонтировать, приобрести материал – и все. Все упирается в управление. Рынков сбыта очень много.
— Вы сказали, что нужно хорошее управление. Говорят же, что в условиях кризиса многим предприятиям нужны хорошие менеджеры, которые смогут скоординировать работу на более высоком уровне, чтобы повысить ее эффективность. А таких кадров очень мало.
— Работают не те люди, которые могут работать. У нас очень развито кумовство. Мы берем на работу родственника, а не грамотного менеджера, и он приносит очень много вреда, потому что не знает своего дела. Это очень важно.
— У нас очень развит бюрократический аппарат.
— Без бюрократии тоже нельзя, но не для галочки.
— Но в США бюрократический аппарат работает эффективно, потому что президент вносит предложение: столько-то денег направить туда-то, а без одобрения Конгресса – никуда. Конгресс говорит: мы не дадим. А у нас Дума принимает все сразу и целыми пакетами.
— Да. И тогда смысл этого органа теряется, если он со всем соглашается. Дешевле будет содержать несколько хороших специалистов.
— У нас в стране Правительство, принимая антикризисные меры, не прибегает к помощи экономистов, экспертов. А тот же антикризисный план Обамы долго не принимали, сомневались, все рассчитывали, давали ему экспертную оценку.
— Плохо, что у нас государство не прислушивается к самому бизнесу, потому что оно не может знать, что именно необходимо реальному сектору экономики. Мнение экспертов очень важно.
— Возвращаясь к выставке, если она проводится шестой год подряд, значит она оправдывает свои цели и среди ее участников есть взаимная заинтересованность? И еще участие бизнесменов в такого рода выставках несет в себе элемент повышения своего имиджа, налаживания связи с общественностью. И, грубо говоря, это повышает культуру бизнеса?
— Безусловно.