В центре г.Грозного, где недавно открылся Исламский комплекс, прежде находилось одно из престижных зданий города – бывший Чечено-Ингушский Обком партии. Там же после распада СССР в 1992 году расположился Национальный музей Чеченской Республики. Музей считался одним из крупных хранилищ исторической памяти вайнахского народа, его научно-исследовательской мысли, кладезем искусства. История Национального музея – история времени.
Летопись музея исчисляется со дня его открытия в 1924 году. Поначалу он назывался Окружным грозненским музеем. Затем его преобразовали в Чеченский областной музей в связи с изменениями политико-административного устройства территории. На развитие музейной деятельности, формирование фондов оказывали влияние история чеченского народа и религия. Народ, его культура, отношение к окружающей действительности, социальные и политические изменения в республике – сложная биография музея. До 1994 года здесь существовало два музея — Чеченский краеведческий и Республиканский музей изобразительных искусств им. Петра Захарова. (П.З. Захаров – профессиональный художник первой половины XIX века, академик живописи. Знатокам живописи известны его картины, жизнь, полная драматизма).
Судьба Петра Захарова связана с Кавказской войной. После штурма царскими войсками селения Дада-юрт, что на Тереке, недалеко от сожженного села на груди убитой матери нашли трехлетнего ребенка с тяжелым ранением легких. Его крестили и отдали на воспитание по поручению генерал-майора А.П. Ермолова казаку Захару Медоносову. Мальчику дали фамилию по имени воспитателя. По достижении десяти лет Петра Захарова взял в свою семью двоюродный брат наместника Кавказа П.Н. Ермолов. Несмотря на многочисленные бюрократические преграды, ему удалось устроить одаренного чеченца в Российскую академию художеств. Петр Захаров окончил ее с отличием. Гений русской живописи, его картины разошлись по частным коллекциям и музеям всего мира. Прожил он недолго: умер от чахотки в тридцать лет. На автопортрете, где он изобразил себя в национальной одежде горца, можно прочесть глубокую печаль по чему-то утраченному, одиночество.
Сегодня после реорганизации Национальный музей Чеченской Республики располагает экспозициями краеведческого музея и музея изобразительных искусств. Рассказывает директор музея Ваха Асталов: «К началу первой военной кампании 1994 года фонды краеведческого музея насчитывали около 230 000 единиц хранения, фонды республиканского музея изобразительных искусств – 400 000 единиц. Что касается исламской тематики, в фондах музея находились трактаты, написанные богословами XIX и начала XX веков. Но во время военных действий здание Национального музея становилось объектом обороны то с одной, то с другой стороны, подвергалось бомбардировке, артобстрелу. Большая часть рукописей сгорела, незначительную часть, как я полагаю, разворовали. Было уничтожено 90% качественного музейного фонда. Историко-культурные ценности, утраченные в годы военных действий, не имеют аналогов: они практически невосполнимы.
Музей не принимал участия в миротворческом исламском форуме. Как музейное учреждение он предполагает показать какую-то часть затрагиваемой тематики: издания, реликвии, принадлежавшие тому или иному богослову. К сожалению, как я уже говорил, мы все утратили, а новых приобретений нет. Выйти на форум было не с чем».
— Неужели нет никакой возможности восстановить исламскую коллекцию музея?
-Трудно сказать, хотя с прошлого года наметилась положительная тенденция к развитию музея. Многие известные богословы в советский период преследовались властями. Среди них известный в исламском мире шейх Арсанов. Он был убит в 1919 году во время стычки с белоказаками. Как правило, рукописные документы этих людей для нас недосягаемы. Их родственники, мюриды очень ревностно относились к ним.
Еще примеры. Материалы известных шейхов Ташов-хаджи, Кунта-хаджи, некоторые религиозные трактаты все же сохранились. Но их никому в руки не дают. Есть прямые родственники Кунта-хаджи. Безусловно, они присутствовали на открытии исламского комплекса, который включает в себя Российский исламский университет им. Кунта-хаджи Кишиева. Возможно, их заинтересует наш музей, общие интересы к духовным просветителям.
Кунта-хаджи – один из устазов, приверженцев суфизма – развил свою религиозную деятельность в период Кавказской войны. Его учение противоречило убеждениям, которые существовали и распространялись имамами Северо-Восточного Кавказа. Он был арестован царскими войсками после Кавказской войны, сослан в Сибирь и по архивным царским источникам умер в1869 году. В селении Гуни есть зиярат – место паломничества мюридов Кунта-хаджи. Он является религиозным авторитетом не только на Северном Кавказе, но и среди населения Средней Азии.
У нас богатое духовное наследие, и такие учреждения, как Духовное управление мусульман, могли бы присоединиться к созданию новых экспозиций Национального музея, вернуть музею былую историческую ценность, способствовать передаче в фонды музея рукописей, которые сохранились до сегодняшнего времени. Эти экспонаты будет интересно увидеть в залах музея. Безусловно, они также необходимы как источники исследования в области теологии, прочтения их на современном языке мусульманской цивилизации.