НАСТОЙЧИВО ОТСТАИВАТЬ ЕДИНСТВО НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

«Единство народов Дагестана – основа политической стабильности, социально-экономического и культурного развития республики» – так называется научно-практическая конференция, которая будет проведена в конце февраля этого года гуманитарными подразделениями ДНЦ РАН, вузами республики совместно с региональным общественным фондом им. шейха Абдурахмана-Хаджи, выступившим инициатором ее проведения. В данной статье раскрываются некоторые основные объективные и субъективные факторы, обусловливающие единство народов Дагестана.

К объективным факторам следует отнести генетическую общность их происхождения. Об этом свидетельствуют лингвистические, антропологические и этнографические исследования наших ученых. Лингвисты считают, что народы Дагестана 4-5 тыс. лет назад были этнически едиными со своим праязыком. Со временем он распался на множество этносов и языков. Это предположение подтверждается существованием общего лексического фонда народов Кавказа. Можно допустить, что по мере своего размножения люди переходили на новые территории, в силу сложных горных условий надолго прерывалась связь между ними и они жили замкнуто. Стали общаться, видимо, на стадии разложения родов и с началом формирования народностей.
Это происходило, по всей вероятности, в период формирования феодальных отношений в Дагестане. Известно, что дагестанские народы перешли к феодализму, минуя рабовладельческую формацию, но феодальные отношения у них формировались не одновременно. Этот процесс начался в VI-VII веках на плоскости и, вероятно, завершился в средние века в горах. И автор исторического сочинения «Тарихи Дагестан» («История Дагестана» ХIV) Мухаммад Рафии выступает за единство народов Дагестана, в том числе аварцев, которые еще тогда не приняли ислам. Разумеется, что утверждение ислама в Аварии и во всем Дагестане явилось мощным объективным фактором дальнейшего сближения народов Дагестана.
В прошлом в Дагестане не было строго определенных этнических территорий, они находились во владении сельских общин и их союзов. Если даже и возникали конфликты между какими-то сельскими общинами, принадлежащими разным этническим образованиям, то они решались без заступничества «за своих» со стороны на основе общедагестанских традиций, т.е. по адатному праву и соглашений – маслиату. Поэтому можно сказать, что этнический фактор в конфликтных ситуациях между общинами и личностями отсутствовал. Важное значение для сохранения единства народов Дагестана имела выработка общедагестанских норм и традиций ответственного отношения людей всех возрастов к своим поступкам и поведению. Каждому дагестанцу с малых лет внушалось, что он ответственен не только перед своей семьей, родом и сельской общиной, но и перед всеми дагестанцами за свое поведение. Поэтому он старался нигде и ни в чем не уронить свою честь и достоинство. Такое единство общественного мнения имело огромную силу воздействия на людей. Именно это обстоятельство в основном обусловливало единство моральных норм и менталитета горцев. Эти принципы и нормы жизни и морали подкреплялись осознанной им идеей равенства всех людей независимо от социальной и этнической принадлежности.
Важное значение для формирования и развития межэтнических связей народов Дагестана и интенсификации их общения имели природно-географические условия и обусловленные ими зоны хозяйственной деятельности. Как известно, тогда в Дагестане сложились четыре хозяйственно-экономические зоны: плоскостная, предгорная, горная и высокогорная. В первых двух зонах занимались главным образом полеводством и садоводством, в других двух – животноводством и ремесленным делом, поскольку крайне мало было пригодных для полеводства земель. Отсюда возникла жизненная необходимость в обмене продуктами своей деятельности, а такое общение не могло не сближать людей. С этой деятельностью связано и другое обстоятельство. Тогда не было таких оборудованных рынков с гостиницами, как теперь. Поэтому нужно было иметь кунаков, у которых можно было остановиться во время реализации товаров.
Таким образом, куначество стало одним из важнейших факторов сближения дагестанских народов. Вряд ли где-либо куначество и маслиат выступали в такой развитой форме, как в Дагестане. В этом одно из проявлений мудрости наших предков. Важно отметить, что в Дагестане сложилось почетное отношение к кунакам – гостям, их принимали как своих родных, помогали реализовать их товары и приобрести то, что нужно было им и их семьям. Святым долгом считалось обеспечить безопасность гостей и их товаров, а затем с почестями проводить их. Куначество передавалось по поколениям, и кунаки помогали друг другу в радости и в горе.
Народы Дагестана объединяли и сплачивали интересы защиты свободы и независимости своей страны.
Стратегическое значение Дербента и территории, прилегающей к Каспийскому морю, порождало желание иноземных завоевателей овладеть ими и выйти на земли Северного Кавказа и Юга России. А народам Дагестана приходилось вступать с ними в неравную борьбу, отстаивать себя как народность и свою землю. В этой борьбе формировались у них традиции свободолюбия и героизма. Произведения устного творчества народов Дагестана свидетельствуют о том, что еще в период борьбы с Тимуридами начало формироваться у них сознание о своем единстве. Особенно ярко эта мысль подчеркивается в песнях о разгроме Надыр-шаха.
Разве можно
горцам Дагестана
Примириться с горькой
годиной?
Разве можно
горцам Дагестана
Не вступать в борьбу
семьей единой?
– говорится в народной песне «О разгроме Надыр-шаха».
Будучи не в состоянии остановить персидских завоевателей на плоскости и предгорье, дагестанцы собрались в местности Хициб близ Согратля, где была выгодная для них горная местность. Это сравнивается в песне с потоком бурных весенних дождей, который образуется из малых потоков, поступающих из ущелий. Борьба с иноземными завоевателями убедила народы Дагестана в том, что они не могут существовать как народности, если не будут бороться объединенно.
Не лишним будет указание на то, что дагестанцы вне Дагестана называют себя дагестанцами, а у себя в Дагестане они скорее называют себя по имени своего селения. В основном в советский и постсоветский периоды в связи с ростом национального самосознания, обусловленного во многом характером национальной политики республики, они стали идентифицироваться по этнической принадлежности. В силу многонациональности республики и сложившихся этнополитических традиций нельзя отказываться от учета национальных интересов при решении экономических, социально-политических и культурных проблем, в первую очередь, проблемы расстановки кадров. Многие несерьезно подходят к проблемам национальных отношений, думают, что все изменится, если мы будем себя называть дагестанцами. Это наивно. Этническое самосознание – сложный, длительный и многослойный процесс. Для формирования единого общедагестанского этнического самосознания еще не созрели условия. Но это неизбежно в будущем.
Важно отметить, что в зарубежной литературе XIII-XIV вв. Дагестан рассматривается как единое этническое и государственное образование, которое обозначалось терминами «Лезгинистан», «Лекети», «Дагестан».
Важными объективными факторами единства народов Дагестана служат общедагестанские исторические и культурно-нравственные традиции и обычаи. Они определяют единые нормы духовной и нравственной жизни для дагестанцев и тем самым сближают и объединяют их.
Мощным средством сближения и единения народов Дагестана является мусульманская религия. Вся ее идеология и практика исходит из того, что мусульмане – братья и должны относиться друг к другу как братья. Шейхи Джамалудин из Казикумуха, Абдурахман-Хаджи и другие, деятели духовного управления мусульман и исламских университетов относятся с уважением и к немусульманам, рассматривая их потомками одних прародителей. Так, современный, модернизированный ислам выступает фактором, объединяющим народы независимо от религиозных принципов. Только следует шире использовать в пропаганде и в практической деятельности такую направленность ислама. Но, к сожалению, лидерам этнических общностей нередко удается подчинить ислам своим узконациональным и амбициозным интересам.
Огромный скачок в сближении народов Дагестана был сделан при Советской власти. При ней впервые в 1920 году была создана единая дагестанская государственность в форме автономии. В этой связи стали возможными планирование всех сторон жизни общества и совместное участие всех народов и этнических групп в их реализации. Ставя всех граждан независимо от их национальности и вероисповедания в равное социально-экономическое и правовое положение, Советская власть сняла основные причины социальных конфликтов и создала предпосылки для взаимосближения народов. Особое значение для сближения народов и сплочения их имела социалистическая идеология, которая носила интернациональный характер.
Это можно сказать и о социалистической морали. Здесь речь идет не только об установлении единых норм для всех, но и о том, что политическая власть, идеология и мораль подчинялись одним идеалам и задачам, они же определяли общественное мнение в стране. Что касается национальной политики, то она была направлена на сближение, а в перспективе на слияние народов. Такая согласованность и системная деятельность властных и социальных структур не могла не оказать эффективного позитивного влияния на взаимоотношения народов. Но это не значит, что в Советский период все национальные вопросы решались своевременно и во всем справедливо. Мы говорим в основном.
Наконец, можно без преувеличения сказать, что Россия играла и играет ведущую роль в сохранении и упрочении единства народов Дагестана. Конституция РФ закрепляет республиканский государственный статус Дагестана в составе РФ, гарантирует его территориальную целостность и функционирование. Россия создает материально-технические, культурные и во многом идейно-политические условия для нормальной деятельности органов власти и народов Дагестана.
Не случайно Расул Гамзатов в стихотворении «Слово о старшем брате» писал:
Ты достигал вершин
хребтов огромных,
Мы тоже шли туда
по склонам скал.
И для того, чтоб
облегчить нам подъем,
Ты нам братски
руку подавал.
Русский народ продолжает подавать нам свою руку поныне, он был и остается прочной опорой и ведущей силой единства и дружбы народов Дагестана.
Но в период правления Ельцина и так называемых демократов первой волны был нанесен огромный ущерб единству и дружбе всех народов России. Этой обстановкой стали пользоваться различного рода социальные силы и личности, стремящиеся к власти, инспирируя национальные движения и конфликты. Мы должны учитывать все еще непреодоленные последствия этого периода и настойчиво использовать объективные и субъективные факторы, которые могут служить достижению прочной политической стабильности и возрождению былой дружбы и братства народов Дагестана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

69% жителей Махачкалы одобряют сокращенный рабочий день только для женщин

  Депутат Госдумы Игорь Антропенко выступил с инициативой сократить рабочий день для женщин хотя бы на один час, чтобы у...

Администрация Махачкалы продолжает судебные разбирательства по возврату земельного участка площадью 448 квадратных метров

Администрация Махачкалы продолжает судебную тяжбу по возврату земельного участка площадью 448 квадратных метров в собственность муниципалитета. В сентябре 2021 года...

Завершена реконструкция газопровода на проспекте Петра I в Махачкале

Завершена реконструкция газопровода на проспекте Петра I в Махачкале. В рамках инвестиционной программы старые стальные трубы заменили на современные...

Благотворительный пробег поможет построить центр для детей с особенностями развития в Махачкале

В Махачкале 17 мая пройдет благотворительный пробег в поддержку детей с ментальными нарушениями. Мероприятие состоится в парке имени Ленинского комсомола...
spot_imgspot_img

Власти Махачкалы призвали пассажиров сообщать о нарушениях водителей маршруток

Власти Махачкалы призвали пассажиров сообщать о нарушениях водителей маршруток. Поводом послужило обращение в соцсетях о неадекватном поведении одного из...

На пересечении улиц Гамидова, Примакова и Гамзатова в Махачкале заработает круговое движение

С 19 мая на пересечении улиц Гамидова, Примакова и Расула Гамзатова начнет функционировать перекресток с круговым движением. Об этом в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам