«Единство народов Дагестана – основа политической стабильности, социально-экономического и культурного развития республики» – так называется научно-практическая конференция, которая будет проведена в конце февраля этого года гуманитарными подразделениями ДНЦ РАН, вузами республики совместно с региональным общественным фондом им. шейха Абдурахмана-Хаджи, выступившим инициатором ее проведения. В данной статье раскрываются некоторые основные объективные и субъективные факторы, обусловливающие единство народов Дагестана.
К объективным факторам следует отнести генетическую общность их происхождения. Об этом свидетельствуют лингвистические, антропологические и этнографические исследования наших ученых. Лингвисты считают, что народы Дагестана 4-5 тыс. лет назад были этнически едиными со своим праязыком. Со временем он распался на множество этносов и языков. Это предположение подтверждается существованием общего лексического фонда народов Кавказа. Можно допустить, что по мере своего размножения люди переходили на новые территории, в силу сложных горных условий надолго прерывалась связь между ними и они жили замкнуто. Стали общаться, видимо, на стадии разложения родов и с началом формирования народностей.
Это происходило, по всей вероятности, в период формирования феодальных отношений в Дагестане. Известно, что дагестанские народы перешли к феодализму, минуя рабовладельческую формацию, но феодальные отношения у них формировались не одновременно. Этот процесс начался в VI-VII веках на плоскости и, вероятно, завершился в средние века в горах. И автор исторического сочинения «Тарихи Дагестан» («История Дагестана» ХIV) Мухаммад Рафии выступает за единство народов Дагестана, в том числе аварцев, которые еще тогда не приняли ислам. Разумеется, что утверждение ислама в Аварии и во всем Дагестане явилось мощным объективным фактором дальнейшего сближения народов Дагестана.
В прошлом в Дагестане не было строго определенных этнических территорий, они находились во владении сельских общин и их союзов. Если даже и возникали конфликты между какими-то сельскими общинами, принадлежащими разным этническим образованиям, то они решались без заступничества «за своих» со стороны на основе общедагестанских традиций, т.е. по адатному праву и соглашений – маслиату. Поэтому можно сказать, что этнический фактор в конфликтных ситуациях между общинами и личностями отсутствовал. Важное значение для сохранения единства народов Дагестана имела выработка общедагестанских норм и традиций ответственного отношения людей всех возрастов к своим поступкам и поведению. Каждому дагестанцу с малых лет внушалось, что он ответственен не только перед своей семьей, родом и сельской общиной, но и перед всеми дагестанцами за свое поведение. Поэтому он старался нигде и ни в чем не уронить свою честь и достоинство. Такое единство общественного мнения имело огромную силу воздействия на людей. Именно это обстоятельство в основном обусловливало единство моральных норм и менталитета горцев. Эти принципы и нормы жизни и морали подкреплялись осознанной им идеей равенства всех людей независимо от социальной и этнической принадлежности.
Важное значение для формирования и развития межэтнических связей народов Дагестана и интенсификации их общения имели природно-географические условия и обусловленные ими зоны хозяйственной деятельности. Как известно, тогда в Дагестане сложились четыре хозяйственно-экономические зоны: плоскостная, предгорная, горная и высокогорная. В первых двух зонах занимались главным образом полеводством и садоводством, в других двух – животноводством и ремесленным делом, поскольку крайне мало было пригодных для полеводства земель. Отсюда возникла жизненная необходимость в обмене продуктами своей деятельности, а такое общение не могло не сближать людей. С этой деятельностью связано и другое обстоятельство. Тогда не было таких оборудованных рынков с гостиницами, как теперь. Поэтому нужно было иметь кунаков, у которых можно было остановиться во время реализации товаров.
Таким образом, куначество стало одним из важнейших факторов сближения дагестанских народов. Вряд ли где-либо куначество и маслиат выступали в такой развитой форме, как в Дагестане. В этом одно из проявлений мудрости наших предков. Важно отметить, что в Дагестане сложилось почетное отношение к кунакам – гостям, их принимали как своих родных, помогали реализовать их товары и приобрести то, что нужно было им и их семьям. Святым долгом считалось обеспечить безопасность гостей и их товаров, а затем с почестями проводить их. Куначество передавалось по поколениям, и кунаки помогали друг другу в радости и в горе.
Народы Дагестана объединяли и сплачивали интересы защиты свободы и независимости своей страны.
Стратегическое значение Дербента и территории, прилегающей к Каспийскому морю, порождало желание иноземных завоевателей овладеть ими и выйти на земли Северного Кавказа и Юга России. А народам Дагестана приходилось вступать с ними в неравную борьбу, отстаивать себя как народность и свою землю. В этой борьбе формировались у них традиции свободолюбия и героизма. Произведения устного творчества народов Дагестана свидетельствуют о том, что еще в период борьбы с Тимуридами начало формироваться у них сознание о своем единстве. Особенно ярко эта мысль подчеркивается в песнях о разгроме Надыр-шаха.
Разве можно
горцам Дагестана
Примириться с горькой
годиной?
Разве можно
горцам Дагестана
Не вступать в борьбу
семьей единой?
– говорится в народной песне «О разгроме Надыр-шаха».
Будучи не в состоянии остановить персидских завоевателей на плоскости и предгорье, дагестанцы собрались в местности Хициб близ Согратля, где была выгодная для них горная местность. Это сравнивается в песне с потоком бурных весенних дождей, который образуется из малых потоков, поступающих из ущелий. Борьба с иноземными завоевателями убедила народы Дагестана в том, что они не могут существовать как народности, если не будут бороться объединенно.
Не лишним будет указание на то, что дагестанцы вне Дагестана называют себя дагестанцами, а у себя в Дагестане они скорее называют себя по имени своего селения. В основном в советский и постсоветский периоды в связи с ростом национального самосознания, обусловленного во многом характером национальной политики республики, они стали идентифицироваться по этнической принадлежности. В силу многонациональности республики и сложившихся этнополитических традиций нельзя отказываться от учета национальных интересов при решении экономических, социально-политических и культурных проблем, в первую очередь, проблемы расстановки кадров. Многие несерьезно подходят к проблемам национальных отношений, думают, что все изменится, если мы будем себя называть дагестанцами. Это наивно. Этническое самосознание – сложный, длительный и многослойный процесс. Для формирования единого общедагестанского этнического самосознания еще не созрели условия. Но это неизбежно в будущем.
Важно отметить, что в зарубежной литературе XIII-XIV вв. Дагестан рассматривается как единое этническое и государственное образование, которое обозначалось терминами «Лезгинистан», «Лекети», «Дагестан».
Важными объективными факторами единства народов Дагестана служат общедагестанские исторические и культурно-нравственные традиции и обычаи. Они определяют единые нормы духовной и нравственной жизни для дагестанцев и тем самым сближают и объединяют их.
Мощным средством сближения и единения народов Дагестана является мусульманская религия. Вся ее идеология и практика исходит из того, что мусульмане – братья и должны относиться друг к другу как братья. Шейхи Джамалудин из Казикумуха, Абдурахман-Хаджи и другие, деятели духовного управления мусульман и исламских университетов относятся с уважением и к немусульманам, рассматривая их потомками одних прародителей. Так, современный, модернизированный ислам выступает фактором, объединяющим народы независимо от религиозных принципов. Только следует шире использовать в пропаганде и в практической деятельности такую направленность ислама. Но, к сожалению, лидерам этнических общностей нередко удается подчинить ислам своим узконациональным и амбициозным интересам.
Огромный скачок в сближении народов Дагестана был сделан при Советской власти. При ней впервые в 1920 году была создана единая дагестанская государственность в форме автономии. В этой связи стали возможными планирование всех сторон жизни общества и совместное участие всех народов и этнических групп в их реализации. Ставя всех граждан независимо от их национальности и вероисповедания в равное социально-экономическое и правовое положение, Советская власть сняла основные причины социальных конфликтов и создала предпосылки для взаимосближения народов. Особое значение для сближения народов и сплочения их имела социалистическая идеология, которая носила интернациональный характер.
Это можно сказать и о социалистической морали. Здесь речь идет не только об установлении единых норм для всех, но и о том, что политическая власть, идеология и мораль подчинялись одним идеалам и задачам, они же определяли общественное мнение в стране. Что касается национальной политики, то она была направлена на сближение, а в перспективе на слияние народов. Такая согласованность и системная деятельность властных и социальных структур не могла не оказать эффективного позитивного влияния на взаимоотношения народов. Но это не значит, что в Советский период все национальные вопросы решались своевременно и во всем справедливо. Мы говорим в основном.
Наконец, можно без преувеличения сказать, что Россия играла и играет ведущую роль в сохранении и упрочении единства народов Дагестана. Конституция РФ закрепляет республиканский государственный статус Дагестана в составе РФ, гарантирует его территориальную целостность и функционирование. Россия создает материально-технические, культурные и во многом идейно-политические условия для нормальной деятельности органов власти и народов Дагестана.
Не случайно Расул Гамзатов в стихотворении «Слово о старшем брате» писал:
Ты достигал вершин
хребтов огромных,
Мы тоже шли туда
по склонам скал.
И для того, чтоб
облегчить нам подъем,
Ты нам братски
руку подавал.
Русский народ продолжает подавать нам свою руку поныне, он был и остается прочной опорой и ведущей силой единства и дружбы народов Дагестана.
Но в период правления Ельцина и так называемых демократов первой волны был нанесен огромный ущерб единству и дружбе всех народов России. Этой обстановкой стали пользоваться различного рода социальные силы и личности, стремящиеся к власти, инспирируя национальные движения и конфликты. Мы должны учитывать все еще непреодоленные последствия этого периода и настойчиво использовать объективные и субъективные факторы, которые могут служить достижению прочной политической стабильности и возрождению былой дружбы и братства народов Дагестана.