— От позвоночника отходят нервы ко всем внутренним органам, в том числе и к артерии, питающей мозг, — рассказывает о любимом деле профессор Саидбегов. — Если какие-то неполадки с позвоночником, страдает все: и сердце, и легкие, и печень, и желудок – все, что находится в организме. Вместе с тем в организме человека есть все необходимое, чтобы бороться с любым заболеванием: мы рождаемся уже подготовленными для этого. Задача врача – стимулировать, корригировать организм.
За долгие годы своей научно-врачебной карьеры Саидбегову пришлось лечить больных из самых разных стран мира, в том числе многих известных персон – крупных политических деятелей, знаменитых артистов, писателей, спортсменов. Говорит на итальянском, английском, русском, испанском, португальском, и немного на французском языках. «Но самое главное – знаю аварский язык», — смеется профессор. Глядя на него, я понимаю, каких же высот может достичь человек, относящийся к медицине так, что она в его руках становится исцеляющим источником здоровья.
А начиналось все так. Профессор Джалалудин Саидбегов родился 6 ноября 1948 года в селении Хадиял Тляратинского района Дагестана. В 1971 году он окончил лечебный факультет Дагестанского медицинского института. С 1971 по 1972 специализировался в Ленинградском институте усовершенствования врачей-экспертов по специальности «невропатолог-эксперт». По окончании специализации был направлен в Буйнакск. Опыт, приобретенный молодым специалистом во время землетрясения 1973 года в Дагестане, пригодился ему недавно и в Риме: Италию сотрясали подземные толчки силой в несколько баллов. По словам Саидбегова, ему часто приходится работать в экстремальных условиях: в самолетах, поездах – везде, где нужен врач.
Два года — с 1975 по 1977 он работал невропатологом в Московской области. Защитив диссертацию кандидата медицинских наук по специальности «нервные болезни», стал заведовать неврологическим отделением Московской городской клинической больницы № 40 и одновременно был главным невропатологом Бабушкинского района города Москвы.
Увлечение Саидбегова так называемой нетрадиционной медициной в лечении больных с патологией позвоночника возникло в середине 1980-х годов. Тогда он, буквально по крупицам собрав опыт знахарей и костоправов в разных уголках необъятной России, начал с огромной осторожностью применять некоторые приемы народной медицины в лечении больных с указанной патологией. В 1984 году он прошел специализацию по рефлексотерапии в Центральном институте усовершенствования врачей, которую продолжил в НИИ народной медицины Социалистической Республики Вьетнам в 1987 году во время загранкомандировки по направлению Минздрава СССР.
В 1986 году произошла первая встреча Д.Г.Саидбегова с родоначальником мануальной терапии в Советском Союзе, народным врачом СССР Николаем Андреевичем Касьяном. Это знакомство вскоре переросло в крепкую дружбу и плодотворное сотрудничество между двумя знаменитыми врачами, которые и по сей день обмениваются бесценным опытом в лечении целого ряда тяжелых заболеваний.
Доктор Саидбегов стал одним из наиболее последовательных и популярных пропагандистов метода мануальной терапии Касьяна, который он с успехом внедрил в практику работы возглавляемого им тогда отделения Московской городской клинической больницы № 40. Вскоре сюда потянулась бесконечная вереница больных со всех концов СССР. Успехи, достигнутые им в лечении ряда заболеваний, связанных с патологией позвоночника, вскоре сделали его известным и за пределами Советского Союза. На прием к нему все чаще стали приходить зарубежные журналисты, аккредитованные в Москве, и другие иностранцы, которые разнесли по миру молву об уникальном российском докторе, «совершающем настоящие чудеса».
— А есть в Вашей практике случаи, которые чем-то запомнились на всю жизнь?
— Я запоминаю только случаи, когда я не смог помочь. К счастью, это бывает редко. Недавно был случай, когда 22-летний парень, которого ударило током, повис на креплениях столба, где работал. И за 10-15 минут, пока его снимали, разыскали меня, но мы ничем не смогли ему помочь – он умер уже там, наверху. Но врач до последнего должен бороться за жизнь пациента. Не оказалось дефибрилятора – меня удивило, что многие врачи даже не умеют пользоваться им. А правила оказания первой помощи должны знать все.
— Что вы думаете по поводу применения модных сейчас массажных кресел?
— Такие сеансы массажа можно применять только после консультации со специалистом. А вообще массаж надо делать руками – тепло и энергию рук человека машина не может заменить.
Саидбегов с новой силой продолжал пропагандировать эффективность своего метода в выступлениях перед коллегами на медицинских конгрессах, в научных статьях и многочисленных интервью для отечественных СМИ. Одновременно он вел поиск более эффективного способа лечения больных с патологией позвоночника с применением фармакологических препаратов. В частности, он изобрел новый метод лечения больных с грыжей межпозвонкового диска с применением так называемого коктейля из лекарственных препаратов для внутривенного капельного введения, за что в 1986 году получил авторское свидетельство на изобретение Госкомитета СССР по делам изобретений и открытий. Указанный состав лекарственных препаратов и по сей день используется во многих клиниках на территории бывшего СССР иногда с указанием имени автора, а часто просто безымянно.
Член-корреспондент Российской академии естественных наук, действительный член Украинской академии наук по национальному прогрессу, доктор медицины профессор Джалалудин Саидбегов — автор и соавтор более 60 научных статей, методических рекомендаций для врачей и ряда монографий. В 1990 году при поддержке начальника Главного управления здравоохранения Москвы он впервые организовал в столице специализированное невровертебрологическое отделение с применением нетрадиционных методов лечения. В том же году ему поступило предложение подписать контракт о научном и практическом сотрудничестве с итальянским Институтом в Риме, куда он ранее уже выезжал для оказания консультационной помощи.
В тот период предложения выехать за границу для ведения постоянной медицинской работы поступали Саидбегову из многих стран, в том числе из США, Канады, Израиля. Однако он отказывался от многих заманчивых предложений, движимый желанием продолжать свою врачебную деятельность на родине. И только когда из-за бюрократических препонов работа его уникального отделения в Москве фактически была парализована, он, по сути дела, был вынужден принять предложение о переезде в Италию.
С тех пор минуло 20 лет. Профессор Саидбегов постоянно живет и работает в Риме. Для оказания консультационной помощи он часто выезжает в различные регионы Италии и за рубеж. Из-за непризнания врачебного диплома, а также научных званий и степеней, полученных в СССР, он вынужден был заново пройти курс обучения на 5-м курсе медицинского факультета Римского государственного университета «Ла Сапиенца» и сдать многочисленные экзамены. В итоге он защитил диссертацию и получил диплом врача с отличием, действительный в Европейском сообществе
В 1997 году профессор Саидбегов стал членом Ордена врачей Италии. В 2001 году он принимается на должность приглашенного профессора для чтения курса лекций «Физическая медицина и реабилитация» на первом медицинском факультете Римского государственного университета «Ла Сапиенца», который считается одним из самых древних университетов мира, и является действительным членом Научной ассоциации вертебрологов Италии, которая входит в Европейскую ассоциацию травматологов и ортопедов. С 2007 года он читает курс лекций по специальности «Неврологическая семиотика и реабилитация» в этом же высшем учебном заведении.
Джалалудин Саидбегов отмечен многими научными премиями и наградами, среди которых особенно ему ценна, конечно же, первая — премия Фонда академика Н.А. Касьяна при Украинской академии наук по национальному прогрессу, которая была присуждена ему в 1997 году.
Он — активный сторонник научного изучения опыта лечения больных с патологией позвоночника и суставов, созданного нашими предками, и его внедрения в современную медицинскую практику. По этому поводу в 1997 году он выступил со специальным докладом на конференции в Сенате парламента Италии. О его работе написаны многочисленные статьи в газетах и журналах России, Италии и ряда других стран. Не раз он давал интервью ведущим каналам ТВ и радио Италии.
— Вы любите Италию, ставшую для вас второй родиной?
— Рим – необыкновенный город, каждый раз открываешь что-то новое для себя. Италия — необыкновенная страна. Если вы приедете, увидите автострады, даже в деревнях, в любой деревне. Аккуратно, красиво, все древнее – хорошо сохранившееся, много памятников тысячелетней истории.
— В плане памятников истории у Италии много общего с Дагестаном. А в чем еще схожие черты?
— Люди очень похожи: и темпераментом, и гостеприимством. Даже внешнее сходство есть. Италия и Дагестан географически на одном меридиане, наверное, это многое объясняет. Там девушки очень красивые, но столько красивых женщин, как на Северном Кавказе, и особенно в Дагестане, — нигде нет.
— Что интересно, в Дагестане много наций, и все по- своему разнородны и привлекательны.
— Да, это исторически сложилось. У меня сын Рамазан увлекается историей, религией, литературой – у него богатейшая библиотека. И знаете ли, в исторических трудах немецких авторов о Кавказе две страницы посвящены красоте северо-кавказских женщин. Оказывается, даже султаны и шейхи приезжали сюда выбирать себе жен.
— Вы, наверное, скучаете по Дагестану… Как часто удается приезжать?
— Конечно, скучаю. У меня здесь есть два брата и две сестры. Когда я бываю в Тлярате в отцовском доме – еще затемно, с раннего утра во дворе собираются люди, идут за консультациями: моя область – очень распространенное заболевание. Приезжаю сюда каждый год на несколько дней. Дома учу внука Валерио – ему 2 года 7 месяцев — говорить на русском языке. На вопрос: кто ты, он отвечает «аваец», — улыбается Джалалудин Саидбегов.
Наверное, каждое свидание с родиной становится для него тем особенным, что он помнит потом на протяжении всего времени разлуки. Любовь к Дагестану сквозит в каждом слове, каждой мысли профессора, в каждом движении, направленном к людям, обращающимся к нему за помощью. И нигде так остро не ощущаешь глубины этого чувства разлуки с родиной, как находясь далеко от нее. Мне кажется, когда-нибудь его внук Валерио Саидбегов ощутит что-то подобное в самой глубине сердца, ступив на землю своего деда. И будет знать, что Дагестан – и его родина тоже.
Сабира ИСРАПИЛОВА