Махачкала – наиболее перспективный город Дагестана

Скоро исполнится год, как в Дагестан пришел мировой экономический кризис. Это большой срок, но пока никаких намеков на развитие импортозамещения, на рост производства, на выздоровление экономики нет. Почему? Попробуем разобраться.
С 2000 года бюджет Дагестана рос едва ли не в геометрической прогрессии, увеличившись в несколько раз. Но эти годы были наполнены бездумным расходованием ресурсов. Десятки миллиардов рублей были куда-то инвестированы, кем-то и куда-то «освоены». Но куда? На этот вопрос уже никто не сможет внятно ответить.
Конечно, когда денег слишком уж много, можно строить дороги в горах, спорткомплексы и трубопроводы на такой высоте, куда не долетают даже комары. Все эти годы мы этим и занимались.
Никто не думал о реальной отдаче. А зачем? Пройдет год, будет новый бюджет и денег в нем будет еще больше. Я недавно на досуге пытался вспомнить хоть бы одну успешную фирму, предприятие, частный бизнес, которые возникли и состоялись в Дагестане в последние десять лет. Пытался вспомнить, но не вспомнил. Зато вспомнил десятка два предприятий союзного значения, которые когда-то жили, работали, но которых теперь уже нет.
Два десятка! Все эти годы мы жили, не думая о будущем, жили в кредит и не развивали эффективных производств. Так бы и продолжалось, если бы не кризис.
Мировой экономический кризис требует от нас рационально расходовать пока имеющиеся, но все сжимающиеся ресурсы. Я думаю, что пришло время сосредоточить имеющиеся ресурсы на действительно прорывных направлениях. К примеру, в последние два десятилетия республиканские власти тратили имеющиеся ресурсы не туда, где от них была бы реальная и скорая отдача, а туда, где был пробивной и лояльный глава администрации. Работали программы «Горы», «Северный Дагестан», «Юг» и т. д. Миллиарды рублей истрачены по этим программам. А зачем? Все равно в горах никакого производства не осталось. Условия не те. Конкурентоспособность предприятий, которые советская власть строила, просто чтобы занять горцев, в условиях капитализма нулевая.
У нас есть только один город, который как магнит притягивает все деньги, трудовые, интеллектуальные и прочие ресурсы республики. Этот город – Махачкала. Деньги, которые направляются на самые благие цели в далекие горные районы – будь то строительство больницы или водовода, «осваивались» главами администраций, и в Махачкале неизбежно появлялись новые рестораны, заправки, банкетные залы, построенные главами именно на эти деньги.
Неважно, какие горные хребты орошали денежные потоки, направляемые из республиканского бюджета. Все равно, они сбегали на равнину, стекались в Махачкалу.
Возможно, хорошо работает еще и Хасавюрт. Но все остальные города и районы, особенно горные, – «черная дыра», покрывающая 95% территории республики. Там тоже живут трудолюбивые, умные, деятельные люди. Но по объективным условиям производство там развивать бессмысленно.
Можно, конечно, раздать сотни кредитов «фермерам» из высокогорных районов. Но все их «фермы» неконкурентоспособны в рыночных условиях. Выращивать капусту на полутора гектарах – это не бизнес, а приработок к пенсии по инвалидности. Экономику целого региона на таком фундаменте тоже построить нельзя. И правильно делали те, кто тратил дурные «хукуматовские» кредиты на покупку машины. Хоть какой-то толк от бездарных нацпроектов.
Теперь новые, более жесткие условия требуют от нас более разумно тратить финансовые ресурсы. Трудно, конечно, ожидать, что это требование времени будет услышано, что те люди, которые бездарно раскидывали бюджетные миллиарды, вдруг станут разумнее и мудрее. Но если и можно когда-то ожидать перемен, то именно в такие времена, как сейчас.
Можно с уверенностью сказать, что основная часть инвестиций должна вкладываться в Махачкалу. Здесь, в городе, который работает, создает, торгует, есть гарантия, что эти инвестиции будут иметь какой-то смысл.
Еще есть смысл вкладывать деньги в туризм. Все равно никакой альтернативы, нет больше отрасли столь же перспективной и обещающей такое количество рабочих мест. Нет, к нам не полетят караваны самолетов с туристами из Москвы, Сургута или Нижневартовска. Не надо ждать, что богатые московские менеджеры, сибирские газовики или татарские нефтяники предпочтут Дагестан отдыху в Египте, Анталии или на Кипре. Пока это невозможно.
В Дагестане на морском берегу любят отдыхать чеченцы. Они – пока единственные гости Дагестана. К нам могли бы ездить азербайджанцы. Наладь железнодорожное сообщение, отмой старенькие вагоны – вот вам и иностранные туристы. Их нефтедоллары пригодились бы для создания «инвестиционных площадок» в районе Дербента, о чем в последние два года было сказано столько громких слов.
Правда, есть еще субъективные факторы. То, что Махачкала может зарабатывать деньги для всего Дагестана, знают все. Но кому-то очень не нравится Саид Амиров. Поэтому Махачкале денег на развитие, на инвестиции дают недостаточно.
Кому-то в дагестанском руководстве не нравится популярность Рамзана Кадырова. А кому-то хочется использовать националистические лозунги в личных целях, чтобы под разговоры о дагестанцах, угнетаемых в Кусарах, здесь отобрать у азербайджанцев что-то связанное с Дербентом.
Пока же самые реальные, самые необходимые, самые беспроигрышные направления развития Дагестана блокируются по совершенно субъективным или надуманным основаниям. Это самое настоящее вредительство или, иными словами, диверсия, направленная против будущего всей республики. А раз так, Дагестану трудно будет выбраться из углубляющейся экономической ямы.
Нам всем остается молиться, чтобы цена на российскую нефть не слишком упала, чтобы кризис закончился до того, как мы износим свою одежду с наклейкой «Made in…». Потому что если ситуация в мире не улучшится, то через год Дагестану не на что будет купить новую партию китайской мануфактуры.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Идет благоустройство территории у озера Ак-Гель при поддержке частных инвестиций

В Редукторном поселке столицы Дагестана продолжается реконструкция прибрежной зоны озера Ак-Гель, которая находится вблизи комплекса «Парус». Этот проект...

Для улучшения санитарного состояния города требуются дополнительно 4 тыс. контейнеров

Для улучшения санитарного состояния Махачкалы требуется дополнительно приобрести свыше 4 тысяч контейнеров объемом 0,75 кубометров и 250 единиц объемом...

Из Махачкалы в зону СВО отправилась очередная партия гуманитарной помощи

Из Махачкалы в зону СВО отправилась очередная партия гуманитарной помощи для военнослужащих. Груз включает более 20 наименований: это медикаменты,...

Усилены меры контроля за заключением договоров по вывозу ТКО

В столице Дагестана по поручению городских властей усилены меры контроля за заключением договоров по вывозу твердых коммунальных отходов. Как пояснили...
spot_imgspot_img

Об организации одностороннего движения в центре города

В целях увеличения пропускной способности в центральной части города принято решение об организации одностороннего движения по улицам Чкалова, Ризвана...

Не пройдет автобус мимо

– Мирзабекова, 3. Следующая остановка: Детский сад №17… – приятный женский голос в автобусе, объявляя новую локацию, не дает...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам