За 75 лет существования Союза писателей республики в мир иной ушло много писателей, и среди них двадцать народных поэтов Дагестана, оставивших свой след в дагестанской литературе. Они все в той журавлиной стае, которую воспел один из горских поэтов, не только заслуживший звание народного поэта, но и признанный величиной мирового масштаба.
С 1934 года начинается история писательской организации Дагестана. С 2006 года как государственный праздник отмечаются Гамзатовские дни – «Белые журавли». В этом году дни памяти народного поэта совпали с торжествами, связанными с юбилеем Союза писателей Дагестана.
Махачкала на этой неделе принимает мастеров пера из разных городов России. Дагестанская писательская организация во главе с народным поэтом Дагестана Магомедом Ахмедовым расправила крылья в показательном полете.
Взлетной площадкой для «Белых журавлей» по традиции стала Национальная библиотека, носящая имя прославленного поэта.
«Можно раскрыться, как в свое время Расул Гамзатов, или остаться неизвестным» — предпочтения в альтернативе, лаконично оформившейся в выступлении руководителя Ассоциации переводчиков России Владимира Бояринова и на вечере поэзии, и на торжественном собрании в Кумыкском театре, определенны.
Может, не все, кто берется за перо, мечтают о славе. И не всегда стремление к известности дает стимул к творчеству. Но в любом случае с одним крылом высоко не взлетишь. А второе крыло творчество национальных авторов приобретает с переводом их сочинений на русский язык. Потом последуют переводы и на другие языки мира, как это случилось со многими произведениями Расула Гамзатова.
Собрать знаменитые «Журавли» во всех существующих переводах в Музей имени Расула Гамзатова предложил председатель Союза писателей Ингушетии Ваха Хамхоев. На ингушском языке слова знаменитой песни дагестанцы услышали у памятника Воину-освободителю. Но до того, как выступить на торжественном митинге в парке имени Ленинского комсомола, ингушский кунак про себя повторял эти строки наверху на горе Тарки-Тау, устремив взгляд из-под каракулевой папахи в осеннее небо. Вот вдали мелькнули белые облака, которые, казалось, сейчас закурлычут. Молитва, в молчании вознесшаяся в небо, объединила поэтических паломников разных национальностей и верований. Десятки ярких букетов у подножия надгробной плиты, казалось, вот-вот заслужат образной фразы от великого Расула. Но он молчал… Молчал здесь, на кладбище, чтобы через полчаса разорвать воздух над Махачкалой своими бессмертными строками.
— Лети, Расул, с клином журавлиным и окликай нас по именам, — вновь устремил взгляд в небо Ваха Хамхоев после того, как вспомнил друга Расула — Алима Кешокова и многочисленные переводы Гамзатова на ингушский язык. — «Мой Дагестан» тоже переведен на мой родной язык. Эта книга — и история Дагестана, и его география, и обществоведение одновременно.
— Праздник «Белые журавли» раздвигает исторические и географические рамки, он вне времени и пространства, и главное – он интернационален и призывает людей доброй воли объединиться, — открывая митинг в парке, сказал Председатель Правительства РД Шамиль Зайналов. — Поэзия Расула Гамзатова перешагнула границы Дагестана и стала мировым явлением.
Шамиль Магомедович вспомнил черные дни 1999 года, когда с осуждением терроризма звучал и голос Расула Гамзатова. Что испытывает сердце поэта во время общего горя, описал председатель правления Союза писателей РД Магомед Ахмедов, который бывал и в Цхинвале, и в других «горячих точках» Кавказа. Стихи, отзывающиеся на человеческую боль, льются бальзамом, лекарством на раны.
Боевики были изгнаны, а погибшие ополченцы и солдаты российской армии улетели белыми журавлями догонять вечный клин вне времени и пространства.
Печальные воспоминания рождают светлые образы. Так устроена человеческая память.
Со дня открытия первого памятника «Белые журавли» 6 августа 1986 года в Гунибе стало традицией вспоминать всех погибших во всех войнах со светлой грустью и символическим танцем белых журавлей. 8 сентября в парке имени Ленинского комсомола хореографическая композиция в исполнении учащихся ансамбля «Дети гор» школы искусств № 7 из Нового Хушета предварила возложение венков к памятнику «Воину-освободителю». Представители государственных и общественных организаций республики и гости отдали дань памяти тем, кто заслонил тьму своими светлыми образами.
Глядя на юные лица «белокрылых» девушек, первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов вспоминал Беслан и читал стихи, посвященные погибшим школьникам.
— Были мученики, были… Есть только две песни на нашей земле, которые так пронзительно отразили: одна песня — начало войны – это «Свящанная война», и песня, которая отразила судьбу солдата в любой войне – «Журавли». Вот две такие равноценно гениальные песни и, конечно, очень справедливо, что на земле, на нашей маленькой земле есть такой праздник «Белые журавли», — сказал гость. — Войны продолжаются, войн на земле много, но что мы можем противопоставить им…
Стихи. Как это сделали на тожественном митинге московский поэт Александр Ананичев и ученица Махачкалинской гимназии № 39 Заира Эльдарова. Силу поэзии признал и первый заместитель дагестанского Совета ветеранов Магомед Керимов.
Разговор о литературе продолжился на торжественном собрании, посвященном 75-летию дагестанского отделения Союза писателей России, в Кумыкском театре. Историю одной из первых в Дагестане творческих организаций – Союза писателей — напомнил Председатель Народного Собрания РД Магомед Сулейманов:
— У истоков Союза стояли основоположники современной дагестанской литературы — Багаутдин Астемиров, Эффенди Капиев, Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Рабадан Нуров.
Годы, когда Союз писателей республики возглавлял Расул Гамзатов, назвали золотым веком дагестанской литературы и Председатель Народного Собрания РД, и нынешний руководитель писательской организации Дагестана. С этим согласились и представители дагестанской общественности, собравшиеся в зале, и гости торжеств. «Порой зрелости и осознания своего места в жизни общества» назвал нынешний возраст Союза писателей РД первый секретарь СП РФ Геннадий Иванов и в подтверждение своих слов вручил награды Союзу писателей Дагестана и отдельным мастерам пера. Волнительно получать грамоты и дипломы, но не сравнится по напряженности этот момент с получением членского билета Союза писателей России.
В писательской организации маленькой Финляндии -11 тысяч человек, а в огромной России – 70 тысяч членов Соза писателей. Среди тех, кто стал в день 75-летия СП РД его признанным представителем, авторы, пишущие на разных языках и в различных жанрах. Но больше всего поэтов. Дагестанская писательская организация, численность которой приближается к 200, всегда славилась своими поэтами.
Одно из ярчайших имен – Фазу Алиева, она получила в этот день больше всего наград, удостоилась и неофициального звания «Королева российской поэзии».
Владимир Бояринов, представлявший на торжествах сразу три творческие организации, привез для своих дагестанских коллег награды от Московской городской организации Союза писателей РФ. Красноречивое выступление и воодушевленные комментарии в процессе вручения медалей и орденов вдохновляли награжденных на ответное слово. И ассоциации шли от имен наград, названных в честь известных русских литераторов – Державина, Грибоедова, Чехова, Маяковского, Есенина. Медалью Чехова отметили Патимат Муртузалиеву, Бийке Кулунчакову, Магомед-Расула и Атава Атаева. Лауреатами медали Грибоедова стала еще большая группа дагестанских писателей: Шеитханум Алишева, Байрам Салимов, Абдулла Даганов Мирза Давыдов, Шамиль Казиев, Касумбег Миграбов, Магомед Гамидов, Магомед Хирияссулаев и Магомед Патахов.
…сила поэта
не только в этом,
что, вас
вспоминая,
в грядущем икнут.
Нет!
И сегодня
рифма поэта –
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
Нетрудно узнать строки Маяковского. Нетрудно узнать Расула. Но каждый писатель имеет право быть узнанным по лучшим своим строкам.
— Нет, наверно, в моей поэзии патетической ноты, призывающего начала, как у Петефи, например, — признался поэт из Удмуртии Вячеслав Ар Серги. — Я никогда не мог и не умел писать таких стихов, меня всегда волновало отношение моего близкого человека, я всегда хотел просто сесть с ним рядом и поговорить о жизни.
У гостей литературных торжеств в Махачкале была такая возможность. Они говорили о жизни и о литературе не только с трибуны, но и в непосредственном общении друг с другом – в Махачкале и во время поездок в Гуниб, Хунзах и Дербент. Отправляясь домой – в соседнюю ли республику, или на далекую Каму, писатели оставили в сердцах кунаков светлые образы, зовущие поэтическое воображение к высокому полету.