Это должен знать каждый

При этом многие не раз сталкивались с нарушением своих прав. Что делать в таких случаях? Об этом мы беседуем с президентом ОО «Комитет по защите прав потребителей Республики Дагестан» Хаджимурадом Данияловым.
— Хаджимурад Гаджиалиевич, мы с вами жили в советское время, знаем, как в магазинах были вывешены таблички с призывами: «Продавец и покупатель, будьте взаимно вежливы!». Но на деле права потребителей защищены не были. Вы стояли у истоков потребительского общества республики со времени принятия в 1992 году Закона "О защите прав потребителей". Что изменилось с тех пор?
— М ы с вами относимся к старшему поколению и хорошо помним слово "дефицит", когда нужную вещь "доставали", а не покупали. Вопрос о наших потребительских правах тогда вообще не стоял. К тому лозунгу, который вы привели, прибавлю и такой: «Бери, что дают, проходи, не задерживай!». Времена изменились, потребителей наконец полюбили. Свидетельством этого стал принятый в 1992 году Закон "О защите прав потребителей". Это — один из наиболее востребованных российских законов, дающий очень большие возможности гражданам в защите своих прав как потребителей. Он пережил уже 12 редакций и не перестает совершенствоваться. Знание этого закона, умение воспользоваться его статьями позволяют рядовому покупателю успешно бороться с недобросовестными производителями и продавцами товаров и услуг.
— Но спустимся, как говорится, с высот на нашу грешную землю. А как обстоит дело на практике — во время повседневных походов в магазины, на рынки и другие "точки"?
— Вот здесь проблем хватает. Проводимые исследования показывают, что свыше 50 процентов наших сограждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями своих потребительских прав, и, к сожалению, далеко не все пытаются отстоять их.
— О чем это говорит?
— Во-первых, о низкой культуре многих представителей торгового бизнеса, их слабой социальной ответственности. Причем это касается торговых заведений самого разного уровня. Во-вторых, или о плохом знании покупателями Закона "О защите прав потребителей", или о неверии в правовой путь защиты своих интересов. И первое, и второе никак не может нас удовлетворить. Думаю, что общая задача повышения правовой культуры, изживания правового нигилизма в данной сфере имеет особенно большие шансы на успех. Наша задача — информирование граждан о своих правах через прессу, телевидение. Рады, что «Махачкалинские известия» обратились к этой теме. В ближайшее время планируется возрождение телепередачи "Спутник потребителя", а также выпуск приложения в газете, где мы будем разъяснять права и обязанности потребителей и предпринимателей.
И еще. Раньше было так. Закон жил своей жизнью, а потребитель – своей. Сегодня появился своеобразный социальный заказ на неукоснительное соблюдение закона. Отрадно, что наши дагестанские суды стали эффективно работать в этом направлении. Важнейшей задачей сегодня является организация взаимодействия между всеми составляющими понятия «потребитель и рынок».
— А какова роль общества защиты прав потребителей как одного из институтов гражданского общества?
— Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что знание и реализация нашими гражданами своих прав, в том числе потребительских, является «лакмусовой бумажкой» того, насколько у нас сформировано гражданское общество и правовое государство. В год к нам поступает свыше 100 обращений, и это количество постоянно растёт. Все обратившиеся получают квалифицированный совет, консультацию, в случае необходимости помощь в подготовке искового заявления в суд. И что отрадно, предприниматели стали умнее, стараются все требования удовлетворять в пользу покупателя в досудебном порядке. Эта тенденция весьма положительная.
— А все-таки, если человек сегодня сталкивается с нарушением своих потребительских прав, что ему делать, куда обращаться и кому жаловаться?
— Каждый случай, конечно, надо рассматривать индивидуально, но общая схема может быть такой. Первое: зафиксировать факт нарушения прав — подать заявление, добиться оформления протокола, акта, сделать фотографию, аудиозапись, сохранить документы, чеки, иные доказательства. Второе: заявить о нарушении своих прав тому, с кем вы непосредственно контактируете при покупке. Если не помогает, пожаловаться вышестоящему должностному лицу. Кстати говоря, "начальники" гораздо чаще склонны удовлетворить законные требования потребителя, чем рядовые сотрудники.
Далее. Можно, и нужно, заявить о нарушении своих прав к нам на "горячую линию" или непосредственно в соответствующие министерства, в Роспотребнадзор, в многочисленные инспекции: жилинспекцию, Госторг-
инспекцию и т. д. Можно подать жалобу в администрацию города или района, заявить о непринятии мер тем или иным органом в прокуратуру. Конечно же, не надо забывать о депутатах разного уровня. Как видите, выбор способов воздействий и адресов достаточно широкий. Давайте будем учиться грамотно их применять.
— С чем чаще всего к вам в последнее время обращаются?
— Остается актуальной проблема качества мобильных телефонов. Они не соответствуют необходимым параметрам и характеристикам. Следует разъяснить, что, если при покупке товара, например, оргтехники, срок гарантии указывается минимальный, например, до года, то это незаконно. Сроки гарантийного обслуживания четко оговорены в законе – рассматривать в течение двух лет при невыявленных недостатках, а в недвижимом имуществе – до 5 лет. Нередки случаи лжеобращений граждан, с целью снять с себя ответственность за порчу купленного товара. Подобные обращения мы выявляем сразу. В случае с незаконным предпринимательством (отсутствие у продавца права предпринимательской деятельности) пострадавший должен в первую очередь обратиться в милицию, в нашей практике такие ситуации встречались, мы предъявляли претензии, к примеру, к руководству рынка.
— Налажено ли у вас взаимодействие с госструктурами?
— У нас тесные контакты с Прокуратурой РД, Ростехнадзором, Роспотребнадзором, жилищной инспекцией, отделами МВД, занимающимися вопросами защиты потребителей. Наши иски рассматриваются вне очереди.
— Вы можете назвать наиболее крупные иски, встретившиеся в вашей практике?
— Солидная мебельная фирма продала некачественную мебель, мы подали иск в суд, который выиграли. Сумма иска составляла порядка 140 тысяч рублей. Хочу отметить, что ни одно дело мы не проиграли. Думаю, это о чем-то говорит.
 И еще. Очень много на сегодняшний день общественных организаций, осуществляющих фиктивные проверки с целью вымогательства. Мы рекомендуем предпринимателям быть осторожными. При любой проверке подобной организации следует осведомиться о наличии необходимых документов, актов, направлений, подписанных руководителем организации. Предприниматель должен быть предельно внимателен: выявленные нарушения нужно заактировать, в случае их отсутствия должна быть выдана справка, а данные занесены в журнал проверок. При этом никакие требования по оплате так называемых услуг предпринимателями не могут быть исполнены. В случае обнаружения фиктивной проверки советуем обратиться в прокуратуру.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам