ТРУДОВАЯ СЛАВА ДАГЕСТАНА
Махачкала – огромная стройплощадка. Подняв голову над кромкой домов, можно в любом районе разглядеть очертания подъемных кранов и бетононасосов. Трудовые будни огромного города начинаются с первыми лучами солнца и заканчиваются поздней ночью, когда тысячи ночных такси развозят по домам последних пассажиров.
Каждое утро на работу в Махачкалу, иногда — за сотни километров приезжают десятки тысяч дагестанцев. Таксисты, строители, студенты, продавцы – всем находится здесь занятие. И без того перегруженный город заполняют десятки тысяч новых машин.
Махачкала – крупнейший центр деловой активности Дагестана. В Махачкале работает примерно треть всех работающих дагестанцев. Среднесписочная численность работников по Дагестану — 320 тысяч человек, из которых на Махачкалу приходится 103 тысячи человек. Но это – официальная статистика. На самом деле в столице трудится с учетом приезжающих втрое больше.
Махачкала больше всех собирает налогов в бюджеты всех уровней. Что характерно – основную часть налогов платят не олигархи или крупные госпредприятия, а десятки тысяч предпринимателей и работающих махачкалинцев. Это говорит об уровне предприимчивости и трудолюбии жителей нашей столицы.
73% хозяйствующих субъектов в Махачкале находятся в частной собственности. Частная собственность стала настоящим мотором экономического роста. Ежегодно здесь строятся сотни новых ресторанов, кафе, заправок, аптек, медицинских центров и т.д.
Почему Махачкала развивается, несмотря на кризисы или реформы? Причин тому много, но главная – люди. Махачкалинцы. Те, кто своим трудом создает «прибавочный продукт», материальные блага, принося достаток в свой дом и наполняя государственный бюджет. Слава им!
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
Работая больше всех и лучше всех, собирая больше всех налогов, столица республики между тем остается самым «обделенным» регионом Дагестана в смысле получения денег на свои нужды от республиканских властей.
В прошлом году в бюджеты разных уровней в Махачкале было собрано 7,6 млрд рублей налогов. Из этой суммы 1,5 млрд рублей были получены в бюджет города, а все остальные средства – в бюджеты вышестоящие. Обратно в виде перечислений от вышестоящих бюджетов Махачкала получила 2,8 млрд рублей, или менее 4 тысяч рублей на человека.
Это – один из самых низких показателей по Дагестану. Это в несколько раз меньше, чем получают бюджеты большинства горных районов в пересчете на душу населения.
Откуда берется такая несправедливость? Чем она вызвана?
Махачкала – столица, лицо Дагестана. Приезжая сюда, наши гости судят о Дагестане, прежде всего, по Махачкале. Значит, нужно строить новые дороги, уличное освещение, модернизировать городской транспорт.
Наиболее активные налогоплательщики республики также живут в Махачкале. Они платят налоги, и им требуются комфортные условия для работы и жизни. Значит, нужны средства для развития коммунальной инфраструктуры. Почему, исходя из каких соображений, столица годами ограничивается в средствах на ремонт и развитие коммунальной инфраструктуры? И это не говоря уже о явно провокационном характере многодневных веерных отключений света, имевших место на протяжении нескольких лет.
И еще один момент. Махачкала – один из крупнейших городов России. Однако в отличие от большинства городов России Махачкала имеет высокий естественный демографический прирост. Естественный прирост в прошлом году составил 6,2 тыс. человек. Хотя миграционный прирост в городе менее заметен, но реально город растет за счет активно идущего строительства тысяч домов на его окраинах.
Это значит, что столице в большом количестве нужны новые поликлиники, школы, детские сады. Почему наш город ограничивают в возможности развивать социальную инфраструктуру? В последние годы на фоне резко выросшего республиканского бюджета ФАПы и сельские школы строили где угодно: на кутанах, в отдаленных районах, где почти не осталось молодежи. А надо бы, прежде всего, строить в Махачкале. Здесь очень ощутима «перенаселенность» поликлиник, больниц, детских садов, школ.
В сентябре выйдут «с каникул» депутаты Народного Собрания Дагестана. Начнется законодательная работа в комитетах и комиссиях. Мы, махачкалинцы, адресуем наше беспокойство депутатам республиканского парламента. Они должны проявить гораздо большую заботу о столице республики, тем более что здесь живут или имеют недвижимость большинство из них.
ПРОВОКАТОРЫ
Есть люди, которые очень сильно не любят наш город. Почему? Они не говорят открыто об истинных причинах этой нелюбви. Но их действия красноречивее их слов. Они приветствуют попытки дестабилизировать наше спокойствие отключениями света, радуются, когда удается «урезать» городской бюджет и тут же упрекают город – что-то, мол, в школу (детсад) трудно устроить детей, на улицах грязновато, общественного транспорта «у вас» нет.
Чем им не нравится Махачкала? Прежде всего тем, что они видят огромный потенциал наведения порядка у Администрации столицы, лично у мэра Саида Амирова. Наведение порядка, установление законности – вот, чего они боятся.
Слова профессиональных провокаторов подхватывают некоторые чиновники, которые очень опасаются потерять возможность «отпиливать» свой кусочек от бюджета республики. Но, несмотря на происки провокаторов, несмотря на позицию отдельных чиновников, Махачкала живет и живет неплохо.
Город развивается. В прошлом году в Махачкале только на коммунальное хозяйство было истрачено 1,6 млрд рублей. Несмотря на критику, коммунальное хозяйство города все же развивается – и неплохими темпами. Те, кто часто бывает в других крупных городах России, могут своими глазами увидеть, что Махачкала растет, что у города налицо позитивная динамика изменений.
Средняя зарплата по Дагестану в прошлом году – 7,6 тысячи рублей, в Махачкале – 10,5 тысячи. В общем, разница в уровне жизни в столице и за ее пределами ощутима. В Махачкалу по-прежнему съезжаются тысячи дагестанцев, привлеченных возможностью жить лучше, интереснее, стабильнее, зажиточнее, чем в родном горном районе.
БИЗНЕС ГОЛОСУЕТ «ЗА», ЧИНОВНИКИ ГОЛОСУЮТ «ПРОТИВ»
В Махачкале любой бизнес выгоднее вести, чем в другом городе или районе республики. Поэтому деньги, которые зарабатываются в любом регионе республики, реинвестиуются в строительство объектов в Махачкале – заправок, ресторанов, кафе, жилых домов, магазинов и т.д. Бизнес выбирает Махачкалу как наиболее удачное место вложения капиталов.
Почему же чиновники или депутаты, которые нередко сами активно ведут бизнес в столице республики, фактически голосуют «против» своей столицы, препятствуя выделению средств и развитию Махачкалы?
НЕСПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ
Махачкала строится, развивается во все стороны. Из 900 тысяч квадратных метров введенного в прошлом году жилья на Махачкалу приходится 225 тысяч. Тысячи людей строят здесь новые дома. И хотя Дагестан не удивишь строительством новых домов и офисов, строительство в Махачкале имеет совершенно иной смысл, чем в любом другом регионе Дагестана. Строительство в Махачкале – это инвестиции не только в настоящее, но и в будущее. Официально признается на самом высоком уровне, что Махачкала – один из самых перспективных городов России.
Недофинансирование Махачкалы – это несправедливое отношение к будущему Дагестана. Махачкала должна получить дополнительные средства для инвестиций и развития.
Махачкала – это будущее Дагестана. В той или иной степени, но сюда постепенно стекается все население республики. Здесь концентрируются ресурсы, производственный потенциал. Существующее сегодня несправедливое распределение бюджета должно быть пересмотрено.