Сегодня, когда социально-экономическая ситуация в нашей республике, да и в стране в целом очень сложна, трудно говорить о патриотизме. Но отличие советского и российского человека всегда было в силе его духа. И наша российская история – яркий тому пример. Подавляющее большинство дагестанцев достойно служат Родине, и командиры воинских частей тепло отзываются о наших земляках, отмечают их трудолюбие, способность осваивать вверенную им технику и вооружение. Однако встречается и такой контингент наших земляков, которым стоит только попасть в войсковые части, как возникают проблемы у командования воинских частей с военнослужащими, призванными из Дагестана. К большому сожалению, мы часто сталкиваемся с фактами, когда они нарушают Устав, принятую присягу, дисциплину, прикрываясь даже такой святыней для каждого мусульманина, как Коран!
Мужество и патриотизм проявляются сегодня, когда речь идет о локальных конфликтах или о борьбе с терроризмом. Наши молодые ребята отдают свои жизни в этой, зачастую неравной борьбе. Смириться с этим сложно. Но еще сложнее смириться с тем, когда наши солдаты, по призыву проходящие службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, возвращаются домой инвалидами, уголовниками или не возвращаются вовсе. Патриотическое воспитание нельзя рассматривать вне связи с явлениями, происходящими не только в нашем обществе, но и в мире в целом. Здесь необходимо учитывать совокупность политических и других факторов, воздействующих на молодежь.
Сегодня в Вооруженных силах РФ проходят службу 20 тысяч наших земляков. Ежегодно из нашей республики по призыву уходят от 5 до 8 тысяч молодых дагестанцев для выполнения своего священного конституционного долга перед Родиной.
— Вы не могли бы привести примеры?
— Команда призывников выехала в Краснодарский край. Сразу же по прибытии на место службы наши земляки заявили, что отказываются от работы по уборке казарм и прилегающей территории, ссылаясь на особый менталитет. Вот так и заводятся уголовные дела. Ежедневно в Комитет солдатских матерей приходят родители военнослужащих, на которых заведены уголовные дела, в основном за грабеж, вымогательство, неподчинение и неисполнение приказа, неуставные взаимоотношения, самовольное оставление части и дезертирство. А спроси родителей, то их сын один из лучших. Иногда складывается впечатление, что до 18 лет подростками никто не занимался: ни семья, ни школа, ни родные.
— Кстати говоря, система патриотического воспитания включает в себя воинские части, научные и образовательные учреждения, религиозные, общественные и творческие организации, СМИ, названную вами семью.
А какой из этих составляющих вы больше всего отдаете предпочтение?
— Вопрос непростой. Но у меня есть ответ. Исходя из своей практики, все больше убеждаюсь в том, что из года в год все ниже опускается нравственная планка наших призывников, у многих страдает дисциплина. Думаю, что подготовка допризывной молодежи к службе в армии должна начинаться в семье: каждая семья отвечает за поведение своего ребенка, его действия за пределами домашнего очага. К сожалению, немалая часть молодых граждан проявляет социальную нетерпимость и даже агрессивность, одними из форм которых являются прогрессирующие преступность и наркомания. Вооруженные силы сегодня испытывают дефицит в грамотных и патриотично настроенных молодых людях. В этих условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения оказалось в эпицентре целого ряда проблем, которые затрагивают интересы всего общества.
Впечатляют цифры, полученные в результате опроса родителей. На вопрос: «Кто должен заниматься воспитанием детей?» только 10 % ответили – семья! Остальные 90 % распределились между школьными учителями, психологами, социальными педагогами и даже психотерапевтами! Отстраняясь от процесса воспитания в семье, родители перекладывают эту обязанность на кого угодно, вот и процветают подростковая преступность и наркомания, а мужество и патриотизм остаются далеко за бортом современной жизни.
Перефразируя слова известной песни «С чего начинается Родина?», хочется сказать: «С семьи начинается Родина». Она начинается, образно говоря, с тех картин, которые видит ребенок — будущий гражданин и патриот своей страны: картин взаимоотношений отца и матери, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Именно эти картины он возьмет с собой во взрослую жизнь. Поэтому семья – это маленькая ячейка общества, которая с малых лет должна прививать своему ребенку лучшие чувства и развивать их. Уважение, любовь, верность, дружба – всему этому дети учатся в семье.
Конечно, одна семья не может справиться с этой проблемой. Необходим комплексный подход — всесторонний и многоуровневый. Гражданско-патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений работы сегодня, если мы не хотим завтра оказаться в обществе, где царят агрессия и террор, несправедливость и беззаконие. Эта работа затрагивает все аспекты нашей жизни: социально-экономический, культурно-исторический, духовный.
Как-то на одном из совещаний наш уважаемый генерал Омар Муртазалиевич Муртазалиев рассказал о случаях вандализма на кладбищах, где покоятся Герои Советского Союза.
Дня три мы очищали эти памятники. Кто мог это сделать, кто мог поглумиться над памятниками Героев Советского Союза, ветеранов Великой Отечественной войны и воинов-«афганцев», с честью и достоинством выполнявших свой долг перед Родиной? А ведь эти вандалы тоже наши с вами дети. Ни в семье, ни в школе им не привили уважения к старшему поколению, к тем, кто защищал нашу Родину. Видимо, в них не воспитано уважение к таким ценностям, как родина, мать, мужской поступок и слово, честь.
В советские времена учащиеся школ №№ 34, 30 и 7 ухаживали за могилами ветеранов Великой Отечественной войны и «афганцев» на Красной аллее, а сегодня эти могилы белят только ко Дню Победы. Хотелось бы снова возродить в школах скаутское движение.
А от вандализма недалеко и до терроризма. Поэтому хотелось бы обратить внимание и на то, что терроризм сегодня продолжает процветать не только у нас, но и во всем мире. Терроризм тоже является отголоском воспитания в семье. Меня, как мать, это не может не волновать. Хватит нашим дагестанцам ходить с оружием в руках по лесам и горам. Пора сдать оружие и вернуться к мирной жизни, к своим семьям.
— А что в вашем «портфеле», одним словом, какова реакция Комитета на те или иные проблемы, связанные с нашими призывниками?
— Ежедневно в наш Комитет приходят родители военнослужащих, на которых заведены уголовные дела. В пределах своей компетенции мы стараемся помочь и помогаем многим обратившимся. Конечно, в силу тех или иных обстоятельств, это удается не всегда.
Согласно проведенному анализу обращений родственников и близких за I полугодие 2009 года их число составило без малого 550, из них с просьбой оказать содействие по заведенным уголовным делам обратились 312 чел. (57%). Уголовные дела большей частью заводятся в Алтайском, Хабаровском и Приморском краях, Читинской, Амурской областях, Республике Бурятия, острове Сахалин, Петропавловске-Камчатском, а если по округам — в Приволжско-Уральском военном округе (ПУРВО), Сибирском военном округе (СИБВО), Дальневосточном военном округе (ДВО).
За 2009 г. своевременно принятыми Комитетом мерами были прекращены уголовные дела на 21 военнослужащего. Освобождены из зала суда с наказанием условно или в виде штрафа 18 человек. (Приморский кр., г. Камень-Рыболов — 5 уголовных дел. Читинская обл. — 3 уг/д. Архангельская обл. — 1 уг/д. Калининград — 3 уг/д. Московская обл. — 4 уг/д., и т.д.)
В начале 2009 года в в/ч г. Алейска Алтайского края произошло массовое избиение дагестанских военнослужащих. Большую поддержку на месте нам оказал представитель Дагестана в этом крае Х.Х. Мовлидгаджиев.
Еще пример. В Сахалинской обл. (о. Итуруп) прибывших призывников из РД подвергают жестокому избиению, сажают в подвал в целях выживания и только потом принимают в часть. В этом замешаны и офицеры. К примеру, военнослужащего Р.Х. Омарова мы вызволяли совместно с Хабаровским КСМ.
Нередко командование в/ч скрывает преступления, совершаемые в части. Сообщения о заведенных уголовных делах поступают поздно или не поступают вообще. Избиения и унижения, которым иногда подвергаются наши солдаты в в/ч или дисбатах, приводят к непредсказуемым последствиям. На это указывают и родители, выезжавшие в войсковые части, и военнослужащие, вернувшиеся из дисбатов и исправительных колоний. Они также выражают недоверие к военной прокуратуре, военным судам и многим командирам частей на местах, утверждая о предвзятости и необъективности рассмотрения спорных и конфликтных ситуаций с военнослужащими, призванными с Северного Кавказа. Предоставляемые государственные адвокаты практически не защищают наших военнослужащих, они лишь звонят родителям и просят их приехать с определенной суммой денег, в связи с чем Комитет старается самостоятельно нанять адвокатов на местах для последующей защиты.
В последнее время участились и просьбы родителей о переводе их сыновей из исправительных колоний России в Дагестан в связи с их физическими недомоганиями и приобретенными болезнями в колониях. Общими усилиями переведено несколько человек.
Многие родители обращаются с просьбой разыскать военнослужащих, от которых нет вестей. В течение двух-трех дней просьбы удовлетворяются.
Нередки случаи обращений бывших военнослужащих, у которых были различные травмы во время прохождения службы, а сегодня они стали инвалидами. Запрашиваем Минобороны, лечебные учреждения, где они проходили лечение, в/ч (если они сохранились). Сегодня Комитет опекает Роллана Мансурова, получившего перелом шейных позвонков. Мы взяли его под опеку, навещаем, пытаемся отправить на лечение.
В Комитет обращаются по любым социальным вопросам, вплоть до выделения земельных участков, оказания материальной помощи. Это одна сторона медали.
Но есть и другая. Некоторая часть уже отслуживших военнослужащих остается в регионах (СИБВО, ДВО), образовывая группировки для рэкетирования вновь прибывающих военнослужащих. Так, в г.Хабаровске была задержана и осуждена группировка, состоящая из 34 дагестанцев – бывших военнослужащих. Также заведены уголовные дела на другие группировки, дислоцированные в Алтайском крае, Еврейской АО, Владивостоке и т.д. Такие факты говорят об упущениях всех составляющих системы патриотического воспитания, о которых мы с вами говорили. Я подчеркиваю — всех без исключения — и семьи, и школы, и религиозных (общественных) организаций, и непосредственно воинских частей. А Комитет солдатских матерей готов оказать посильную помощь в пределах своей компетенции по всем направлениям этой непростой работы. Могу похвалиться. 7 сентября совместно с Добровольной организацией помощи обороне» (Швеция) мы провели в Махачкале семинар-конференцию по теме «Кризисные ситуации и пути выхода из них».
В нем приняли участие представители более 30 общественных организаций, психологи, депутаты Народного Собрания РД.
По нашему мнению, настала пора рассмотреть и вопрос создания независимой авторитетной комиссии, состоящей из представителей Военного комиссариата РД, Комитета солдатских матерей РД, депутатов НС РД, правозащитников с целью посещения войсковых частей (а также дисциплинарных батальонов), в которых существуют серьезные проблемы с прохождением службы воинами-дагестанцами.
Нам, как говорится, важно лечить не столько симптомы болезни, сколько вести ее профилактику. Самое главное, всем, начиная с педагогических коллективов и кончая министерствами, ведомствами и общественными организациями, надо заняться патриотическим воспитанием допризывной молодежи.
Многие государственные СМИ, хотя и присутствуют на мероприятиях, посвященных «Дню призывника», отправке призывников спецрейсом, селекторных совещаниях, проводимых с в/частями, на конференциях, посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения и т.д., тем не менее освещают эти мероприятия поверхностно, мельком. Где же тогда родителям или призывникам знать, что происходит в воинских частях и как там ведут себя наши ребята? Спасибо газете «Махачкалинские известия» за внимание к этой злободневной теме.