Отыгран очередной спектакль. Звучат восторженные аплодисменты зрителей. Занавес…
Калужский драматический театр уезжает, увозя с собой массу впечатлений и любовь почитателей театрального искусства. Последнее, а потому веское слово о фестивале, культурных связях и не только было сказано корреспонденту «МИ» министром культуры Калужской области Александром Типаковым.
— С чем связано ваше участие в фестивале?
— В Калуге мы проводили грандиозный фестиваль «Звонкоголосая юность России». Это фестиваль литературы и искусства Центрального федерального округа Калужской области. В нем участвовали представители вашей республики. Причем с большим успехом. Композитор Касум Магомедов и замечательный пианист Хан Баширов произвели настоящий фурор, представив народную музыку. У нас завязались глубокие тесные взаимоотношения с Дагестаном. Поэтому наше участие в Международном фестивале русских театров не случайно.
Надо сказать, что Калуга – это особая духовная составляющая российского государства. Здесь проводятся все российские фестивали. В Калуге «прописался» Фестиваль старейших театров России, который возглавляет Юрий Мефодиевич Соломин. Мы были рады приехать в Дагестан и показать музыкальное ревю «Если любишь – то найди».
— Чем руководствовались при выборе пьесы?
— Мы думали, что бы сделать такое, что понравилось бы любому зрителю. Выбрали ее, потому что это ностальгическое произведение, ретроспективный показ, в котором отражены все этапы становления нашего общества. Пьеса удивительна своей музыкальной содержательностью. Нет слов, но смысл воссоздан через музыкальное искусство. Красота забытых, любимых нами мелодий транслирует атмосферу общества на разных срезах его развития, начиная с 20-х годов прошлого века.
— Как вы оцениваете творческий потенциал Русского драматического театра им. М. Горького?
— Начну с того, что в Дагестане большое многообразие театров. Для всех нас это знаковое представление о Дагестане. То, что здесь представлены театры всех народностей, – это не просто необходимое звено, а важнейший фактор развития культуры. Я видел спектакль Русского театра Дагестана. Впечатление потрясающее. Надеемся, что ваш театр приедет в Калугу с пьесой об имаме Шамиле – о великом герое, замечательном полководце, религиозном деятеле. Мы чтим память об имаме Шамиле и постараемся сделать все, чтобы музей, посвященный имаму, был достоин его памяти. Имам Чечни и Дагестана продолжительное время жил в Калуге, и мы должны это увековечить. Эта личность является связующим звеном в нашем российском обществе.
— Когда приступите к реализации этого проекта?
— Недавно нам выделили помещение под музей. Мы сделаем все возможное, чтобы он был создан в кратчайшие сроки.
— На поддержку Дагестана рассчитываете?
— Кое-какие экспонаты и у нас имеются. Сохранились его мебель, утварь. К сожалению, не уберегли великолепную конюшню, принадлежавшую имаму. А вместе с ней экипажи. Мы приложим все усилия, чтобы сохранившиеся экспонаты пополнили экспозицию музея. Чтобы он стал достойным культурным учреждением нашей области.
— Вы умолчали о своих дагестанских корнях.
— Я родом из Ростовской области. А на дагестанской земле похоронены все мои предки: прадеды и деды. Поэтому для меня это святая земля. Думаю, что и наши культурные связи будут крепнуть: мы будем сотрудничать с дагестанским Министерством культуры.
— Каким образом?
— Мы пригласили в Калугу Русский театр им. М. Горького, мастеров народных промыслов, намечены совместные музейные проекты. Все это намечено на ближайшее время. Мы постараемся сделать все, чтобы пребывание наших дорогих коллег из Дагестана было интересным и содержательным.