ЖИВЕМ В БОЛЬШОЙ ЛЖИ
Вместе с М. Шевченко в Дербенте побывали редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов, политический обозреватель радио «Эхо Москвы» Тихон Дзядко, специальный корреспондент московской газеты «Газета» Надежда Кеворкова. Шевченко выступил с краткой преамбулой: «Мне показалось, что есть кризис в обмене смыслов, ради которых живут люди. В жизни существуют конкуренция смыслов, иногда эта конкуренция принимает непримиримый характер. Каждый считает, что прав только он. В этом случае люди начинают воевать. Война – это не выход из ситуации.
Надо обмениваться образами будущего, чтобы оно сложилось с учетом твоего мнения».
Приободренные таким философским вступлением первыми поспешили высказаться студенты. Поднимались проблемы коррупции при поступлении в вузы, трудоустройстве, всеобщей религиозной непросвещенности и даже проблемы отсутствия досуга у молодежи. Или же есть возможность трудоустроиться, но мизерная заработная плата. В этом студенты видели причину, почему молодежь уходит к «лесным братьям». Вся проблема в воспитании, — заявил студент юрфака ДГУ Мухаммед.– Если человек правильно воспитан, он не пойдет к экстремистам. Причина и в отсутствии идеологии.
— А ты за какую идеологию?- спросил М. Шевченко.
— Чтобы не курили и не пили, не то, что в других регионах, — ответил он.
Проблема досуга удивила Шевченко. «Какой досуг в 20 лет? Да, в 20 лет я поиском знаний, а не досугом занимался. Оказывается, все так просто», — разочарованно вздохнул беспристрастный модератор. «Глубже» копнула студентка А. Рамазанова: «Проблема религиозного экстремизма обусловлена влиянием Запада и непросвещенностью. Надо вводить религиоведение в школах, чтобы молодежь не устремилась за знаниями к идеологам экстремизма. «Такое ощущение, будто молодежь к нам забросили с Марса. Она говорит то, о чем думает, а не чем живет, прокомментировал тележурналист Мурад Абдулмукминов.- Население очень пассивное. Конечно, не хватает досуга, но где ваше самосознание? Мы открываем молодежные дискуссионные клубы, но молодежь туда не стремится. Не участвует в семинарах. Надо развивать гражданское общество. Демократические институты. Будущее видится хорошим, потому что молодежь у нас хорошая».
В ходе круглого стола М. Шевченко неоднократно напоминал участникам, что приехал в Дагестан не решать проблемы людей, а дать им возможность просто выговориться.
Предприниматель Вагид Омаров: «Проблема в преследовании, навешивании ярлыков. Мы навязываем друг другу взгляды. В основном, это вина духовенства. Неправильными мусульманами считают тех, кто не носит нижнее белье. А кто, спрашивается, видел, кто его носит, а кто нет? До абсурда доходим в обвинениях друг друга». Была сделана еще одна попытка обвинить духовенство со стороны преподавателя ДГУ З. Зухумова, но эту попытку модератор М. Шевченко мягко отклонил: перевел в плоскость другого круглого стола. «Происходит то, что мы живем в эпоху недоверия и подозрений. Люди неискренни. Мы не знаем: мы сами по себе или с кем мы?» — задался вопросом З. Зухумов. Арсен, представляющий студенческий союз Дербента, увидел образ будущего в новой «религии» — технократии и сделал умозаключение: «Ясно одно, в Дагестане не было гражданской войны и сейчас не будет. Меня радует в новом российском руководстве возврат к некому тоталитаризму, но вокруг здравого смысла, здравых людей и здравой идеи». «Мне кажется, в Дагестане идет необъявленная гражданская война, и все об этом знают, — сказал Селим Магомедов, представившийся мусульманином. – Главная причина — равнодушие. Сам с этим столкнулся. Полтора месяца назад похитили моего брата, пытали, убили, надели на него камуфляж, сказали, что он боевик. А где была интеллигенция, когда убивали наших братьев? Не верьте нашему духовенству, телевидению. С их легкой руки все бородатых считают вахабитами».
С ним согласился Григорий Шведов: «Звучат ключевые слова: похищения, убийства, безработица. Отрицать это сложно. Другое дело, как на это реагирует общество. Мы наблюдаем социальную апатию, бездействие. Это очень плохо».
— Проблема в том, что у власти нет видения будущего, — высказал свое мнение Маир Пашаев.- Не говоря о стратегии. Нет, есть стратегия: получать дотации и их распределять. Чем больше денег, тем больше разборок внутри власти и тем больше убийств происходит вокруг перераспределения средств.
Магомед Ханмагомедов, корреспондент газеты «Черновик», поставил свой «диагноз» происходящему: «Все мы – граждане России живем в большой лжи. Мы должны говорить о транспарентности власти, о реальной конкуренции политических партий, о равенстве всех перед законом, о выработке механизмов влияния на власть, чтобы каждый гражданин мог влиять на решения, принимаемые властью».
Тележурналист Нариман Гаджиев: «Невежество, ненависть и безразличие – вот основные характеристики того, что происходит. Сейчас мы, журналисты, слышали, что каждое выступление студента – это штамп, который ему преподаватели вбили в голову. Все сваливают на ислам, нехватку спортзалов… Говорят банальные странные вещи. О каком будущем мы можем вести речь, когда молодежь говорит штампами из «телевизоров». Какое противостояние Запада и Востока? Надеюсь, что это не преподаватели писали, иначе и образованию нашему и так не очень хорошему – полная хана.
Когда мы будем жить не в социальном, а в правовом государстве, все изменится к лучшему. Кстати, у вас в Дербенте вроде выборы были? – обратился он к дербентцам. – А что же вы про это не говорите?». Вопрос повис в воздухе.
Начальник Управления по информационной политике и пресс-службы Президента РД Абдурахман Гусейнов обвинил молодежь в потребительской психологии. А по похищенным молодым людям привел в пример Мамедьярова, сказав, что он был ваххабитом, хотя изначально его родственники настаивали, что это не так. «Родственники похищенных страхуются, — заявил он, — когда пишут заявления в правоохранительные органы».
В завершение М. Шевченко поблагодарил всех за откровенность и обрисовал свой образ будущего, где в решении проблем не будут прибегать к помощи оружия.
ДИСКУССИИ ПРОШЛИ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ
Как уже сообщалось, с 23 по 26 октября в Дагестане находилась, а точнее, работала группа общественных деятелей, ученых и журналистов из Москвы во главе с телеведущим Первого канала, членом Общественной палаты РФ Максимом Шевченко. Столичные гости решили опробовать, как говорится, на месте проект «Мир Кавказу», который инициирован Региональной общественной организацией «Центр стратегических исследований религий и политики современного мира» совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести.
В городах Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте и Махачкале прошли круглые столы, на которых обсуждались самые разные вопросы взаимодействия власти и общества.
Очевидцем и активным участником этих встреч был и заместитель министра по национальной политике, информации и внешним связям РД Кафлан Ханбабаев. Вот что он рассказал нашему корреспонденту.
— Известный журналист и религиовед Максим Шевченко является давним и преданным другом Дагестана и дагестанцев. По его мнению, Дагестан – это важнейшая республика Северного Кавказа как в геостратегическом отношении, так и в плане создания дискуссионной площадки для выстраивания общественного диалога на Северном Кавказе в целом. Забегая вперед, скажу, что подобные мероприятия пройдут в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии и т. д. Как мне говорил Максим Шевченко, в Дагестане много разных мировоззрений, представлений, противоречий, что, несомненно, привлекает российских ученых-исследователей, общественных деятелей, которые хотят узнать, как простые люди на местах относятся к событиям в России и Дагестане, с каких позиций они объясняют конфликты и противоречия, возникающие в нашем обществе. Не случайно на всех встречах главными вопросами, которые ставились организаторами круглых столов, были такие: 1) В чем вы видите причины противоречий и конфликтов в дагестанском обществе? 2) Каким вы видите будущее России и Дагестана и свое личное будущее?
Что меня удивило, так это то, что механизм этих встреч выстраивался не в виде диалога, а как настоящая дискуссионная площадка. То есть идея заключалась в том, чтобы отойти от устоявшейся формы – беседы, когда позиции сторон давно известны, и предоставить возможность высказать совершенно неожиданную точку зрения. И скажу откровенно: такое нередко случалось в эти три напряженных дня. Конечно же, каждая встреча имела свою специфику, свою превалирующую тематику, если хотите, свой уровень накала страстей. Но одно было очевидно: равнодушных не было нигде.
Поскольку круглые столы проходили в местных филиалах Дагестанского государственного университета, то молодежи было большинство. И, естественно, молодые люди говорили о том, что их волнует. В Буйнакске много внимания уделялось вопросам религии — традиционным и нетрадиционным ее формам. Этот разговор продолжился в Хасавюрте. Максим Шевченко заметил: «Наш с вами разговор — это попытка выработки несиловых методов противодействия радикальному движению на Кавказе. Мы хотим общественную активность мусульман направить в позитивное русло».
И люди подключались к дискуссии весьма охотно и раскованно. Молодежь парировала маститым ученым и журналистам: «Дайте нам рабочие места, тогда у нас будет будущее, а пока у нас тысячи безработных…».
Эксперт «Центра Карнеги» профессор Алексей Малашенко посоветовал не ждать «манны небесной», а самим проявлять активность, заводить свое дело, развивать малый и средний бизнес. Поднимались проблемы взаимодействия центра и регионов, привлечения инвестиций в дотационные субъекты, каковым является Дагестан.
Меня обрадовало то, что все выступающие говорили о том, что Дагестан – часть России, и о выходе Дагестана из состава Российской Федерации не может быть и речи. Еще раз была подтверждена мысль о том, что нельзя решать проблемы одного народа за счет другого.
Своего апогея дискуссия достигла в Национальной библиотеке в Махачкале. Министр по национальной политике, информации и внешним связям РД Гарун Курбанов после ряда критических выступлений в адрес власти отметил, что власть тоже заинтересована в борьбе с коррупцией и хочет прозрачности и порядка. Но надо ей помочь. Примеры открытости власти привел начальник Управления информационной политики и пресс-службы Президента РД Абдурахман Гусейнов: «…На «горячую линию» Президента поступает ежемесячно более 1200 звонков, бюджет РД публикуется в печати и т. д.»
В тот же день Президент РД Муху Алиев провел встречу с организаторами проекта «Мир Кавказу». На ней М.Шевченко поблагодарил дагестанское руководство за поддержку, за беспрецедентную открытость, которую наблюдали гости в Дагестане. Он также отметил, что знает мало регионов, где представители власти высокого уровня готовы выслушивать критику в свой адрес и, главное, где люди не боятся высказываться в такой конструктивной форме.
М.Шевченко, подводя итоги трехдневной работы на разных дискуссионных площадках, отметил высокий уровень споров, желание понять своего визави, достойно и аргументированно парировать…