Умение уйти от мирской суеты и окунуться в духовную атмосферу Черного камня утверждается с молитвой и с каждым хаджем. Свое третье паломничество к святым местам Пати Таилова совершает за своего мужа Гаджи, который ждет ее дома в Ставропольском крае. В ее искренних мольбах к Аллаху — просьба здоровья, благополучия семьям семерых своих детей.
Быть рядом с матерью спокойно в любой ситуации, а в таком ответственном путешествии – тем более. Благодарит Всевышнего за такой случай дочь Пати – Майсарат, которая вместе с мужем мечтала поехать в хадж. Она первый раз посетила Саудовскую Аравию, но, благодаря рассказам матери и душевным стремлениям, чувствовала себя уверенно. Словарь арабского языка, врученный перед отъездом дочерью-востоковедом, прибавил смелости.
— Я до последнего не верила, что мне представился такой случай – сопровождать маму в Мекку. Когда братья привезли мать из Буденновска к нам в Махачкалу, до самого отлета из аэропорта все разговоры были о неисповедимости путей и милости Всевышнего, – благодарит судьбу Майсарат. — В мою поездку деньги вложил старший брат Сахратула и, надеюсь, Аллахом будет принята умра, совершенная мной за брата.
В первый раз или в третий, за себя и за своих близких паломники устремляют все свои мысли к Аллаху, стремясь духовно соединиться с ним. Несмотря на годы, в третий раз рискнул один пуститься в дальний путь дедушка Ахмедуди из селения Гочоб Чародинского района. — Аллах поможет.
Места, где Всевышний ниспослал пророку священную Книгу, давно хотела увидеть Мугубет Казимова из Дербента. В прошлом году деверь поехал в хадж автобусом, а невестка – самолетом. Каждый раз, когда совершали хадж ее родственники, она с надеждой повторяла: «Иншаллах», и вот этот день настал.
— Ахират, — произнесла она, выражая одним емким словом свои мысли.
С упоением она слушала рассказы о священных местах, и теперь убедилась, были правы те, кто говорил: «Как только видишь эти места – слезы сами наворачиваются». Это так трогательно – увидеть обетованную землю, и тут же зарождается желание побывать здесь еще раз. Получится ли? Муж давно умер… В это паломничество собрал ее сын Хайруллах. Но сомнениям не место, когда на все воля Аллаха.
С ней соглашаются не просто попутчицы, а ее родственницы Асият Магомедова и Саибат Урзиханова. Мугубет и Асият были записаны в хадж, когда Саибат из селения Чираг Хивского района узнала об этом.
— С кем я потом поеду, — убедила своих близких горянка и тоже записалась.- Быстро находится нужная сумма на такое дело. Кто сам собирает, кому родные помогают. У нас вполне естественно, когда помогают родственники: кто чем может.
Она слышала от отца, что в седьмом колене их род происходит из Арабии.
— Зильдагский Сеид-хаджи Казим — это наш дедушка. Они вместе с женой пешком ходили в хадж. – Вспоминает Саибат. — К сожалению, я не видела дедушку с бабушкой, я бы столько могла от них узнать.
Хоть и не пешком, но и в наше время совершают паломничество супружеской четой. Магомед и Хадижат Абасовы из села Верхний Батлух Шамильского района уверены, что ехать в хадж семьей удобно. Дело, конечно, не только в бытовых удобствах, но и в состоянии души. Когда помыслы и устремления совпадают, они удваиваются.
— Совершить хадж достойно — давняя мечта, — поездку к святым местам ускорило желание Хадижат. Почти все родственники Абасовых были уже в хадже.
— Мы даже немножко опоздали, — соглашается с супругой Магомед. — Многие родственники три раза были в Мекке, даже племянники, которые моложе нас.
Если даст Аллах, и в следующий раз супруги собираются ехать вместе. Такое совместное пребывание в местах, где нельзя давать волю запальчивости, укрепляет гармонию в семье.
— Меня сейчас смущает неопределенность, сможем ли удержаться в таком же богоугодном состоянии после возвращения из хаджа, получится ли всегда вести себя так, как положено, — тревоги Магомеда рассеялись в процессе рассуждений. — Но с другой стороны, если не уверен в этом – ехать бесполезно.
Перед тем как отправиться в паломничество, человек готовит себя к нему внутренне, потому что нерадивость и самонадеянность не принесут верующему пользы.
Как и Магомед, много религиозной литературы накануне хаджа прочитал Гамзат Магомедалиев из Махачкалы.
— На всякий случай взял с собой записи и книги, — признается Гамзат,- вдруг надо будет вспомнить какое-нибудь дуа. Думаю, проблем с процедурой совершения религиозных обрядов на священной земле у меня не будет.
Среди символов, утверждаемых хаджем, — тактичность и милосердие. Паломники должны быть внимательны друг к другу, не теснить друг друга и быть внимательным во время религиозных обрядов. Так же они должны вести себя и потом.
Поведение, предписанное исламом, для Гамзата давно норма жизни. В Саудовскую Аравию он собрался один, так как все близкие уже были в хадже. Но уже в аэропорту две женщины попросили его помочь с вещами. Так появились знакомые, с которыми он совершил паломничество в одной группе.
Чистые намерения увидеть Мекку и Каабу, совершить молитвы и жертвоприношение на горе Арафат воздаются Божественной наградой. Надеемся, поведение всех дагестанских паломников в этом году соответствовало внешним и внутренним приличиям, и хадж каждого из них принят Всевышним.
Как сказано в суре «аш-Шамс», «Преуспел тот, кто очистился душой».