Остановлюсь на некоторых вопросах. Эта тема наиболее полно изучена в работе «Общественный строй Дагестана в ХIХ в.».
При освещении вопросов связей дагестанских народов с народами Кавказа и Россией, как и при написании остальных разделов, ученым использованы архивные источники, разнообразная литература, а также историко-этнографический материал. Наиболее ценными из использованных источников являются архивные материалы, которые автор ввел в научный оборот впервые.
Проф. Х.-М.О.Хашаев описал маршруты старинных дорог, связывавших горный Дагестан с Северным Кавказом и Закавказьем. Это дороги Ахты-Нуха-Баку; Казикумух-Закаталы; Бежта-Кахетия; Анди-Харачой; Дербент-Ахты-Нуха; Ахты-Куба-Шемаха-Баку и т.д. В работе говорится о строительстве других маршрутов, связывавших Дагестан с Грузией, Чечней, Ингушетией и другими регионами.
Жители гор, пишет Х.-М. Хашаев, не стояли в стороне от происходившей на плоскости Дагестана торговли. К ним проникали торговцы, и сами горцы выезжали с товаром на плоскость и за пределы Дагестана. Опираясь на разнообразные архивные материалы, ученый пишет: «За пределы Дагестана — в Кизляр, Астрахань, Нуху, Шемаху, Тифлис — дагестанцы вывозили сушеные фрукты, орехи, сукно, бурки, ковры и холодное оружие; в частности, в Грузию вывозили в весьма большом количестве сукно разных доброт… большей частью темных цветов, на одежду всех обитателей Грузии, шерстяные бурки в таком же количестве, оружие всякого рода в серебряной оправе с позолотой и без оной, попоны шерстяные для лошадей и покрывала для вьюков, шкуры куньи и лисьи, воск и шелк-сырец». В Дагестан ввозили хлеб, рис, нефть, черные и цветные металлы, хлопчатобумажные и шерстяные ткани русского производства, оружие огнестрельное, а также предметы роскоши и пряности.
Х.-М. Хашаев подчеркивает роль Дербента в развитии дагестанской торговли, а также в развитии торговых связей Дагестана с народами Кавказа. Здесь было 420 лавок, принадлежавших 80 торговцам, три караван-сарая.
Хождение имели голландские червонцы, русские серебряные рубли, мелкие медные деньги и ассигнации, а также ширванские и кубинские абазы.
По данным, проводимым Х.-М.О. Хашаевым, в 1807 г. из Дербента и Ширвана в Кизляр было вывезено вина, риса, орехов, свежих и сушеных фруктов, меда, масла, рыбы, марены и других товаров на сумму 181 564 руб., а в г. Астрахань — на сумму 1 073 390 руб. Ввезено товаров из этих городов в Дагестан и в Ширван из Кизляра на 160 028 руб., из Астрахани – на 476 212 руб. Из Дербента вывозили в Кубу и Баку кожи и уксус, шелковые и бумажные материи, вино и водку, в Ширван — табак, воск, овчинные тулупы.
Русские хлопчатобумажные товары, сахар, чай, посуда, металлические изделия, сундуки находили много потребителей в Дагестане.
Проф. Х.-М.О. Хашаев на основе разнообразных источников освещает связи населения западного Дагестана с восточной Грузией — кахетинским населением. Он подчеркивает взаимовыгодный характер торговых связей.
Горцы Дагестана писали о крайней необходимости торговых связей с соседними народами. В одном из документов, относящемся к 13 июля 1802 г., говорится, что анцухские, капучинские и карахские жители просят о позволении производить торговлю с Грузией.
Аварский хан, Алисканди, обратился в 1802 г. к князю Цицианову с просьбой разрешить жителям обществ Хуна, Баклолал и Каралал ездить в Грузию для торговли, как и прежде. В 1807 г. Султан-Ахмед-хан Аварский просил Гудовича разрешить беспошлинную торговлю с Грузией, на что был получен отрицательный ответ. В 1809 г. многие общества Аварии: Согратль, Мали, Шодрода, Ботлих, Анди и др. также просили разрешения на торговлю в Грузии и в пределах России.
В 1812 г. генерал Ртищев в ответ на просьбу Ансалтинского общества разрешить ездить в Грузию по торговым делам сообщил, что предоставит «всевозможные выгоды наравне с теми, каковыми пользуются российские подданные».
Какое огромное хозяйственное значение имела для горцев торговля, видно из того, что князь Орбелиани предложил как меру борьбы с непокорными горцами запретить им торговлю, перегон скота на плоскость и продажу им хлеба.
Х.-М.О. Хашаев осуждает некоторых представителей царской администрации, в частности, наместника Кавказа Ермолова, деятельность которого отрицательно сказалась на развитии торговых связей горцев.
Вместо того, чтобы использовать стремление горцев вести торговлю со своими соседями, Ермолов в порядке репрессий издал ряд приказов, стеснявших или совершенно запрещавших торговлю. Так, он приказал запретить аварцам проезд в Кахетию и в Нуху, захватывать все привозимые ими товары и «считать все это собственностью тех, кто представит начальству захваченных». Также было велено поступить с аварцами, если они окажутся в Шемахинском ханстве. 18 ноября 1818 г. Ермолов отменил данное анухцам разрешение производить торг в пределах Грузии.
В 1823 г. Ермолов дал указание запретить армянам и евреям производить торг с аварцами. В 1823 г. Ермолов приказал не пропускать аварцев и андийцев на Кумыкскую плоскость.
В работе отмечаются тяжелые последствия политики Ермолова на развитие связей Дагестана с народами Кавказа и Россией. После запрещения торговли с Грузией дидойцы 19 июня 1821 г. писали в Грузию, что они «находятся в унынии» вследствие того, что их караванам запрещено ходить в Грузию, что они с грузинами, «как спина в брюхо», и просили сохранить добрососедские отношения, как сохраняли их предки.
В своих научных трудах, изданных сборниках документов Х.-М.О. Хашаев большое место отводил связям Дагестана с русами, Древнерусским государством, периоду после образования Русского централизованного государства, а также с Российской империей.
В работах «Общественный строй Дагестана в XIX в.», «Прогрессивное значение присоединения Дагестана к России» и др. он дает канву русско-дагестанских отношений на протяжении тысячелетнего периода. Х.-М.О. Хашаев отмечает, что в сложной международной обстановке в XVI-XVII вв. феодалы Дагестана не придерживались какой-либо одной ориентации, они лавировали между Ираном, Турцией и Россией. Достаточно подробно он останавливается на этапе русско-дагестанских отношений, связанном с Каспийским походом Петра I.
На основе разнообразных источников раскрываются русско-дагестанские отношения во второй половине xviii в.
В работе показана политика России по вовлечению кавказ-
ских, в том числе дагестанских народов в экономическиe связи с Россией. С этой целью Екатерина II в 1762 г. издала указ об освобождении от пошлин товаров, привозимых от горских народов, а в 1765 г. было «сделано постановление, чтобы кабардинцы и кумыки не платили пошлин ни при продаже собственных производителей и скота, ни при покупке товаров в Кизляре».
Далее указ Сената от 2 января1799 г. предусматривал значительное развитие торговли между Россией и азиатскими народами через астраханский порт и через кизлярскую и другие таможни.
В 1810 г. комитет министров утвердил специальное положение о развитии торговли с горскими народами. По этому положению предусматривалось создание меновых дворов по кавказской линии.
Эти меры способствовали дальнейшему развитию торговых связей Дагестана с Россией и другими регионами Кавказа.
7 ноября 1810 г. инспектор дербентской таможенной заставы сообщал о прибытии из нагорного Дагестана товара на восьми вьюках. В его же рапорте от 4 декабря 1810 г. говорилось о привозе коломенским купцом Шапошниковым разных товаров, в том числе хлопчатобумажных. Согласно журнальной записи чиновника дербентской таможенной заставы от 6 октября 1810 г. в Баку было вывезено 40 пудов меди в ломе дербентским жителем Мешади Расулом, из трех мест разного товара в Кубу — губденским жителем Амзаковым, 170 ведер вина в Астрахань — жителями Кизляра. Зафиксирована просьба дербентского жителя о разрешении ему вызова товаров в Кизляр.
Х.-М.О. Хашаев приводит данные о вывозе из Дагестана большого количества бурок, овчин, шафрана, паласов, тулупов и других товаров.
Об усилении торговли Дагестана с Кизляром и Астраханью свидетельствует тот факт, что 26 ноября 1814 г. министр финансов дал указание дербентской таможенной заставе выдавать без ограничения свидетельства купечеству на провоз товаров в Астрахань. Как отмечает ученый, связи народов Дагестана с народами Кавказа и Россией расширились, когда наместником Кавказа стал Воронцов. В 1845 г. он писал, что «торговля есть одна из ближайших и действительных мер к сближению нашему с горцами и к упрочению наших сношений». Он сообщил, что от горцев Кавказа на обмен и продажу в меновые дворы поступили лес, мед, воск, бурки, войлок, самодельные сукна, конские уборы, серебряные мелкие поделки, масло, овчины, шкуры диких зверей, скот, соломенные циновки, фрукты и т.д.
В 40-х годах XIX в. из Дербента в Россию стала вывозиться марена высокого качества.
В 1850-1852 гг. ежегодно в Дербент поступало до 10 тыс. пудов железа. Важную роль в связях Дагестана с Россией, народами Кавказа играли торговые центры Эндери, Казикумух, Цудахар, Анди, Акуша. «На бурки, — писал Дубровин, — андийцы ведут свою меновую торговлю. Ежегодно съезжаются туда торговцы, которые, закупая гуртом андийские бурки, отправляют их на линию и в Тифлис, а андийцам взамен их продают «красный товар», железо, оружие, соль и кукурузу».
По свидетельству Мочульского, горцы Западного Дагестана занимались торговлей бурками, оружием (кинжалы), шерстяными тканями, шерстью, маслом, сыром, кожей. «На восточном Кавказе, — писал Берже, — андалальцы отличились предприимчивостью и в давнее время служили главными проводниками нашей торговли с горцами».
В 1814 г. генерал Клюки фон Клугенау писал, что некоторые горцы производят всю торговлю с андалальцами и казикумухцами через Гидатлинский мост и что захват этого моста принудит горцев покориться.
Дубровин сообщает, что в начале XIX в. Андия являлась большим торговым центром, куда свободно приезжал каждый торгующий и даже мог там остаться на жительство. Предметами торговли были лошади, оружие из Кубачи, Персии и Турции, бурки, стоившие от 3 до 5 руб. Существовал торг людьми, как и в сел. Эндери. «Свинец, олово и медь, — писал Мочульский, — горцы покупают у евреев в Тарках, Дербенте, Кубе и во владениях союзных ханств». Связи горцев с соседними народами Кавказа и Россией развивались в сложных условиях. Х.-М.О. Хашаев останавливается на факторах, мешавших развитию связей Дагестана с соседними народами.
Большой помехой в развитии торговли Дагестана была его феодальная раздробленность. Торговля была сопряжена с большими расходами, так как каждый владелец, через территорию которого надо было проехать с товаром, взимал торговую пошлину.
Х.-М.О. Хашаев считал, что тему взаимоотношений между Дагестаном и Россией надо исследовать, соблюдая историческую правду. Передовые россияне, лучшие сыны России и ее прогрессивные представители, всегда стремились приобщить дагестанских горцев к русской и мировой культуре.
Он поддерживал мнение об окончательном присоединении Дагестана к России согласно Гюлистанскому договору.
«Часть советских историков, — писал Х.-М.О. Хашаев, — занимали неправильную позицию при исследовании вопроса о включении Дагестана в состав царской России: одни видели только реакционную политику царизма и не замечали положительного вклада, который русский народ вопреки царизму вносил в хозяйственную и культурную жизнь народностей Дагестана, другие совершенно не замечали колониальной политики царизма».
Отрицательные последствия политики царизма, русских генералов в судьбах горцев раскрыты в докладе ученого Х.-М.О. Хашаева «Движущие силы мюридизма в Дагестане» на научной сессии «О движении горцев под руководством Шамиля», состоявшейся 4-7 сентября 1956 г. в Махачкале, в частности, он писал: «Колониальная политика царизма выражалась в этот период в жестоких методах ведения войны, в сожжении аулов, в истреблении населения, в оскорблении религиозных чувств, в расстрелах аманатов, в притеснениях и арестах жителей, в наложении на них тяжелых контрибуций, податей и натуральных повинностей».
Царские войска под командованием Ермолова и Мадатова в 1818-1820 гг. огнем прошли по мирным селениям равнинного и предгорного Дагестана. Безжалостно стирали они с лица земли многие селения, убивали и разоряли жителей только с одной целью — навести страх.
Итак, связи народов Дагестана и России не были одинаковыми на разных этапах. Неодинаково развивались также взаимоотношения народов Дагестада с соседними народами Кавказа.
Подводя итог изложенного материала, следует отметить, что проф. X.-М.О. Хашаев в своих трудах историю Дагестана освещает в тесной связи с историей народов Кавказа, Россией, а также международной обстановкой, вызванной политикой соперничавших здесь держав.