Дагестан, Кавказ, Россия в трудах профессора Хашаева

Остановлюсь на некоторых вопросах. Эта тема наиболее полно изучена в работе «Общественный строй Дагестана в ХIХ в.».
При освещении вопросов связей дагестанских народов с народами Кавказа и Россией, как и при написании остальных разделов, ученым использованы архивные источники, разнообразная литература, а также историко-этнографический материал. Наиболее ценными из использованных источников являются архивные материалы, которые автор ввел в научный оборот впервые.
Проф. Х.-М.О.Хашаев описал маршруты старинных дорог, связывавших горный Дагестан с Северным Кавказом и Закавказьем. Это дороги Ахты-Нуха-Баку; Казикумух-Закаталы; Бежта-Кахетия; Анди-Харачой; Дербент-Ахты-Нуха; Ахты-Куба-Шемаха-Баку и т.д. В работе говорится о строительстве других маршрутов, связывавших Дагестан с Грузией, Чечней, Ингушетией и другими регионами.
Жители гор, пишет Х.-М. Хашаев, не стояли в стороне от происходившей на плоскости Дагестана торговли. К ним проникали торговцы, и сами горцы выезжали с товаром на плоскость и за пределы Дагестана. Опираясь на разнообразные архивные материалы, ученый пишет: «За пределы Дагестана — в Кизляр, Астрахань, Нуху, Шемаху, Тифлис — дагестанцы вывозили сушеные фрукты, орехи, сукно, бурки, ковры и холодное оружие; в частности, в Грузию вывозили в весьма большом количестве сукно разных доброт… большей частью темных цветов, на одежду всех обитателей Грузии, шерстяные бурки в таком же количестве, оружие всякого рода в серебряной оправе с позолотой и без оной, попоны шерстяные для лошадей и покрывала для вьюков, шкуры куньи и лисьи, воск и шелк-сырец». В Дагестан ввозили хлеб, рис, нефть, черные и цветные металлы, хлопчатобумажные и шерстяные ткани русского производства, оружие огнестрельное, а также предметы роскоши и пряности.
Х.-М. Хашаев подчеркивает роль Дербента в развитии дагестанской торговли, а также в развитии торговых связей Дагестана с народами Кавказа. Здесь было 420 лавок, принадлежавших 80 торговцам, три караван-сарая.
Хождение имели голландские червонцы, русские серебряные рубли, мелкие медные деньги и ассигнации, а также ширванские и кубинские абазы.
По данным, проводимым Х.-М.О. Хашаевым, в 1807 г. из Дербента и Ширвана в Кизляр было вывезено вина, риса, орехов, свежих и сушеных фруктов, меда, масла, рыбы, марены и других товаров на сумму 181 564 руб., а в г. Астрахань — на сумму 1 073 390 руб. Ввезено товаров из этих городов в Дагестан и в Ширван из Кизляра на 160 028 руб., из Астрахани – на 476 212 руб. Из Дербента вывозили в Кубу и Баку кожи и уксус, шелковые и бумажные материи, вино и водку, в Ширван — табак, воск, овчинные тулупы.
Русские хлопчатобумажные товары, сахар, чай, посуда, металлические изделия, сундуки находили много потребителей в Дагестане.
Проф. Х.-М.О. Хашаев на основе разнообразных источников освещает связи населения западного Дагестана с восточной Грузией — кахетинским населением. Он подчеркивает взаимовыгодный характер торговых связей.
Горцы Дагестана писали о крайней необходимости торговых связей с соседними народами. В одном из документов, относящемся к 13 июля 1802 г., говорится, что анцухские, капучинские и карахские жители просят о позволении производить торговлю с Грузией.
Аварский хан, Алисканди, обратился в 1802 г. к князю Цицианову с просьбой разрешить жителям обществ Хуна, Баклолал и Каралал ездить в Грузию для торговли, как и прежде. В 1807 г. Султан-Ахмед-хан Аварский просил Гудовича разрешить беспошлинную торговлю с Грузией, на что был получен отрицательный ответ. В 1809 г. многие общества Аварии: Согратль, Мали, Шодрода, Ботлих, Анди и др. также просили разрешения на торговлю в Грузии и в пределах России.
В 1812 г. генерал Ртищев в ответ на просьбу Ансалтинского общества разрешить ездить в Грузию по торговым делам сообщил, что предоставит «всевозможные выгоды наравне с теми, каковыми пользуются российские подданные».
Какое огромное хозяйственное значение имела для горцев торговля, видно из того, что князь Орбелиани предложил как меру борьбы с непокорными горцами запретить им торговлю, перегон скота на плоскость и продажу им хлеба.
Х.-М.О. Хашаев осуждает некоторых представителей царской администрации, в частности, наместника Кавказа Ермолова, деятельность которого отрицательно сказалась на развитии торговых связей горцев.
Вместо того, чтобы использовать стремление горцев вести торговлю со своими соседями, Ермолов в порядке репрессий издал ряд приказов, стеснявших или совершенно запрещавших торговлю. Так, он приказал запретить аварцам проезд в Кахетию и в Нуху, захватывать все привозимые ими товары и «считать все это собственностью тех, кто представит начальству захваченных». Также было велено поступить с аварцами, если они окажутся в Шемахинском ханстве. 18 ноября 1818 г. Ермолов отменил данное анухцам разрешение производить торг в пределах Грузии.
В 1823 г. Ермолов дал указание запретить армянам и евреям производить торг с аварцами. В 1823 г. Ермолов приказал не пропускать аварцев и андийцев на Кумыкскую плоскость.
В работе отмечаются тяжелые последствия политики Ермолова на развитие связей Дагестана с народами Кавказа и Россией. После запрещения торговли с Грузией дидойцы 19 июня 1821 г. писали в Грузию, что они «находятся в унынии» вследствие того, что их караванам запрещено ходить в Грузию, что они с грузинами, «как спина в брюхо», и просили сохранить добрососедские отношения, как сохраняли их предки.
В своих научных трудах, изданных сборниках документов Х.-М.О. Хашаев большое место отводил связям Дагестана с русами, Древнерусским государством, периоду после образования Русского централизованного государства, а также с Российской империей.
В работах «Общественный строй Дагестана в XIX в.», «Прогрессивное значение присоединения Дагестана к России» и др. он дает канву русско-дагестанских отношений на протяжении тысячелетнего периода. Х.-М.О. Хашаев отмечает, что в сложной международной обстановке в XVI-XVII вв. феодалы Дагестана не придерживались какой-либо одной ориентации, они лавировали между Ираном, Турцией и Россией. Достаточно подробно он останавливается на этапе русско-дагестанских отношений, связанном с Каспийским походом Петра I.
На основе разнообразных источников раскрываются русско-дагестанские отношения во второй половине xviii в.
В работе показана политика России по вовлечению кавказ-
ских, в том числе дагестанских народов в экономическиe связи с Россией. С этой целью Екатерина II в 1762 г. издала указ об освобождении от пошлин товаров, привозимых от горских народов, а в 1765 г. было «сделано постановление, чтобы кабардинцы и кумыки не платили пошлин ни при продаже собственных производителей и скота, ни при покупке товаров в Кизляре».
Далее указ Сената от 2 января1799 г. предусматривал значительное развитие торговли между Россией и азиатскими народами через астраханский порт и через кизлярскую и другие таможни.
В 1810 г. комитет министров утвердил специальное положение о развитии торговли с горскими народами. По этому положению предусматривалось создание меновых дворов по кавказской линии.
Эти меры способствовали дальнейшему развитию торговых связей Дагестана с Россией и другими регионами Кавказа.
7 ноября 1810 г. инспектор дербентской таможенной заставы сообщал о прибытии из нагорного Дагестана товара на восьми вьюках. В его же рапорте от 4 декабря 1810 г. говорилось о привозе коломенским купцом Шапошниковым разных товаров, в том числе хлопчатобумажных. Согласно журнальной записи чиновника дербентской таможенной заставы от 6 октября 1810 г. в Баку было вывезено 40 пудов меди в ломе дербентским жителем Мешади Расулом, из трех мест разного товара в Кубу — губденским жителем Амзаковым, 170 ведер вина в Астрахань — жителями Кизляра. Зафиксирована просьба дербентского жителя о разрешении ему вызова товаров в Кизляр.
Х.-М.О. Хашаев приводит данные о вывозе из Дагестана большого количества бурок, овчин, шафрана, паласов, тулупов и других товаров.
Об усилении торговли Дагестана с Кизляром и Астраханью свидетельствует тот факт, что 26 ноября 1814 г. министр финансов дал указание дербентской таможенной заставе выдавать без ограничения свидетельства купечеству на провоз товаров в Астрахань. Как отмечает ученый, связи народов Дагестана с народами Кавказа и Россией расширились, когда наместником Кавказа стал Воронцов. В 1845 г. он писал, что «торговля есть одна из ближайших и действительных мер к сближению нашему с горцами и к упрочению наших сношений». Он сообщил, что от горцев Кавказа на обмен и продажу в меновые дворы поступили лес, мед, воск, бурки, войлок, самодельные сукна, конские уборы, серебряные мелкие поделки, масло, овчины, шкуры диких зверей, скот, соломенные циновки, фрукты и т.д.
В 40-х годах XIX в. из Дербента в Россию стала вывозиться марена высокого качества.
В 1850-1852 гг. ежегодно в Дербент поступало до 10 тыс. пудов железа. Важную роль в связях Дагестана с Россией, народами Кавказа играли торговые центры Эндери, Казикумух, Цудахар, Анди, Акуша. «На бурки, — писал Дубровин, — андийцы ведут свою меновую торговлю. Ежегодно съезжаются туда торговцы, которые, закупая гуртом андийские бурки, отправляют их на линию и в Тифлис, а андийцам взамен их продают «красный товар», железо, оружие, соль и кукурузу».
По свидетельству Мочульского, горцы Западного Дагестана занимались торговлей бурками, оружием (кинжалы), шерстяными тканями, шерстью, маслом, сыром, кожей. «На восточном Кавказе, — писал Берже, — андалальцы отличились предприимчивостью и в давнее время служили главными проводниками нашей торговли с горцами».
В 1814 г. генерал Клюки фон Клугенау писал, что некоторые горцы производят всю торговлю с андалальцами и казикумухцами через Гидатлинский мост и что захват этого моста принудит горцев покориться.
Дубровин сообщает, что в начале XIX в. Андия являлась большим торговым центром, куда свободно приезжал каждый торгующий и даже мог там остаться на жительство. Предметами торговли были лошади, оружие из Кубачи, Персии и Турции, бурки, стоившие от 3 до 5 руб. Существовал торг людьми, как и в сел. Эндери. «Свинец, олово и медь, — писал Мочульский, — горцы покупают у евреев в Тарках, Дербенте, Кубе и во владениях союзных ханств». Связи горцев с соседними народами Кавказа и Россией развивались в сложных условиях. Х.-М.О. Хашаев останавливается на факторах, мешавших развитию связей Дагестана с соседними народами.
Большой помехой в развитии торговли Дагестана была его феодальная раздробленность. Торговля была сопряжена с большими расходами, так как каждый владелец, через территорию которого надо было проехать с товаром, взимал торговую пошлину.
Х.-М.О. Хашаев считал, что тему взаимоотношений между Дагестаном и Россией надо исследовать, соблюдая историческую правду. Передовые россияне, лучшие сыны России и ее прогрессивные представители, всегда стремились приобщить дагестанских горцев к русской и мировой культуре.
Он поддерживал мнение об окончательном присоединении Дагестана к России согласно Гюлистанскому договору.
«Часть советских историков, — писал Х.-М.О. Хашаев, — занимали неправильную позицию при исследовании вопроса о включении Дагестана в состав царской России: одни видели только реакционную политику царизма и не замечали положительного вклада, который русский народ вопреки царизму вносил в хозяйственную и культурную жизнь народностей Дагестана, другие совершенно не замечали колониальной политики царизма».
Отрицательные последствия политики царизма, русских генералов в судьбах горцев раскрыты в докладе ученого Х.-М.О. Хашаева «Движущие силы мюридизма в Дагестане» на научной сессии «О движении горцев под руководством Шамиля», состоявшейся 4-7 сентября 1956 г. в Махачкале, в частности, он писал: «Колониальная политика царизма выражалась в этот период в жестоких методах ведения войны, в сожжении аулов, в истреблении населения, в оскорблении религиозных чувств, в расстрелах аманатов, в притеснениях и арестах жителей, в наложении на них тяжелых контрибуций, податей и натуральных повинностей».
Царские войска под командованием Ермолова и Мадатова в 1818-1820 гг. огнем прошли по мирным селениям равнинного и предгорного Дагестана. Безжалостно стирали они с лица земли многие селения, убивали и разоряли жителей только с одной целью — навести страх.
Итак, связи народов Дагестана и России не были одинаковыми на разных этапах. Неодинаково развивались также взаимоотношения народов Дагестада с соседними народами Кавказа.
Подводя итог изложенного материала, следует отметить, что проф. X.-М.О. Хашаев в своих трудах историю Дагестана освещает в тесной связи с историей народов Кавказа, Россией, а также международной обстановкой, вызванной политикой соперничавших здесь держав.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам