— Магомед, в каком возрасте стали проявляться твои литературные способности?
— В школьные годы. Помню, я учился в пятом классе, когда написал свои первые три куплета, посвященные маме. Получилось, правда, не очень, но желание было огромное. Потом, будучи восьмиклассником, принял участие в конкурсе на сочинение стихотворения к рисунку, который проводила местная газета. За стишок «Я плохой» мне тогда присудили первое место. После этого началось мое сотрудничество с разными журналами и газетами: «Самур», «Кард», «Женщины Дагестана», «Лезги газет».
— Можешь сказать, что именно это раннее сотрудничество с печатными изданиями повлияло на твой профессиональный выбор?
— Да, так и есть. А вообще я планировал получить медицинское образование, акцентировал внимание на химии и биологии, но литература привлекала меня всегда. Много читал в школьные годы. Отец даже ругал меня за это. Но я не мог прожить ни дня без книг, без поэзии, поскольку творчество других авторов вдохновляло меня на свои собственные произведения.
— Любовь к лезгинским поэтам чувствуется в твоих стихах, некоторые из них посвящены тем или иным авторам – Етиму Эмину, Сулейману Стальскому. А выделить кого-то одного, особенно повлиявшего на творческий выбор, можешь?
— Да, я выделяю для себя Зульфикара Кафланова. На мой взгляд, он один из немногих авторов, кто в стихах без стеснения дает свободу своим чувствам, эмоциям. Он пишет то, что ощущает, не пытаясь это завуалировать. Могу даже сказать, что смелость в выражении своих чувств я перенял у него.
— Кстати, о чувствах: я читала твой первый сборник «Рассвет вдохновения» и нашла там много стихов о любви, большая часть которых наполнена грустью. Скажи, они реально выстраданы, они автобиографичны?
— Да.
— То есть в них вся правда о тебе?!
— Да.
— Смело! А тебе обязательно пережить что-то самому, чтобы написать стихотворение или же в результате наблюдений, личных соображений тоже можешь сочинить?
— Мне необходимо пережить самому, поскольку то, что проносится через меня, мою душу, рождает более глубокие и чувственные мысли и стихи. Они живые. А иначе стихи теряют эмоциональность, теряют душу. Бывает, что знакомые просят меня сочинить стихотворение для своей возлюбленной, подруги или еще кого-то, но это –обман. Даже если строки сложатся, срифмуются, они останутся пустыми. Я не могу так, поэтому не пишу на заказ. Другое дело, когда ко мне приходят музыканты, исполнители и просят сочинить слова к музыке на определенную тему. Если мне, послушав мелодию, захочется написать стихи или будет уже что-то готовое в моем блокноте, то это я приемлю. Но писать под чужие образы по вынуждению у меня не получится.
— Женский образ, сопровождающий твою любовную лирику, – это образ одной девушки или же их несколько?
— Это образ одной-единственной девушки в принципе, как в жизни. С разными – разные приключения, эмоции, переживания, темы. Меня многие спрашивают, почему столько печали в моих стихах, столько грустных мыслей, ведь мне, по сути, всего 21 год. Я отвечаю так: мы живем не в сказке, где обычно счастливый финал, мы живем в реальности, поэтому и мои стихи так же реальны, как жизнь.
— А эта самая главная героиня знает о твоих чувствах?
— Да.
— Спасибо за откровенность. Мне известно, что сейчас ты работаешь над вторым своим сборником. Расскажи, какие стихи в него включены и кто помогает тебе в издании книги?
— В отличие от первого сборника, который я издал за счет личных накоплений – стипендий и гонораров, новый сборник выйдет при поддержке Союза лезгинских писателей. Я планирую выпустить книгу в марте. По содержанию и внешнему виду она будет отличаться от первого издания: в сборник войдут цикл стихов о любви, дословный перевод названия которого — «Моя любовь – очаг без света», также стихи о Родине и моя первая поэма. Около 100-120 стихотворений, большая часть которых написана за последние полгода, войдут в сборник под названием «Грустные глаза».
— О чем поэма, которую ты написал?
— Она посвящена национальному герою Кири-буба. В народе его прозвали вором, но я считаю, это несправедливо. Поскольку его воровство имело благородные намерения – он помогал бедным людям –это я и хочу донести в своей поэме.
— Я так поняла, темы любви и патриотизма – основные в твоей поэзии.
— Да, именно так.
— У меня такой вопрос, раз мы все говорим о поэзии: а кто вообще такой поэт, по-твоему?
— Поэт – это человек позиции, человек слова. Поэт – личность. Личность целеустремленная и ответственная. Ответственная в первую очередь за то, чтобы донести свои мысли до людей. Поэт – значит, патриот, защитник своего народа. Он не боится сложностей и всегда идет вперед.
— Себя поэтом считаешь?
— Да.
— Стремишься к известности?
— Стремлюсь.
— Ты пишешь только поэтические произведения или есть и прозаические работы?
— Пока только поэтические. Я пробовал себя в прозе, но меня это не удовлетворило. Возможно, я слишком самокритичен, но считаю, что для прозы у меня пока нет данных и, может быть, жизненного опыта. Поэтому буду писать стихи…
— Литература – не единственная сфера твоих интересов, ты задействован и в научной жизни Педуниверситета. Насколько мне известно, три твои статьи опубликованы в сборнике «Молодые ученые ДГПУ». Над чем работаешь сейчас?
— Сейчас я пишу магистерскую диссертацию, тема которой «Использование изобразительно-выразительных средств в лирике З. Кафланова для эстетического воспитания школьников».
— Что пожелаешь нашим читателям?
— Желаю быть жизнерадостными, терпимыми и относиться друг к другу с уважением. Думаю, если мы будем стремиться к этому, то жизнь станет прекрасней.
— Спасибо, Магомед. Удачи!