Расул БАРКАЕВ: «Мы ставим невыполнимые задачи, которые решаем»

Признаюсь, чтобы найти местонахождение «виновников торжества», пришлось пройти если не все семь кругов ада, то уж несколько это точно. Еще пришлось сделать две вещи, которых я до сих пор не делала. Никогда еще моя нога не ступала по этим местам и уж тем более по железнодорожным рельсам. Только я миновала мост, железную дорогу (а удовольствие это не из приятных), только подумала, что мое паломничество близится к цели и все самое страшное уже позади, как вдруг слышу голосом тюремного надзирателя мне говорят: «Махачкалинские известия»?! Стоять!» Мне повезло, что металл в голосе оказался розыгрышем и передо мной стоял не военный, а Баркаев Расул Гаджиевич, гендиректор «Морской инжиниринговой компании».
Во дворе рабочие что-то разгружали. Меня это сразу насторожило. Потому что, когда я проходила мимо, то самое, что и было объектом разгрузки (по-моему, это была арматура), повисло высоко у меня над головой.
В самом цеху я заметила модель, которая находилась на той стадии строительства, когда уже можно понять (и даже мне), что это какое-то судно. Я, признаюсь честно, опасаюсь посещений промышленных объектов. Ну мало ли. Затем поднялись по весьма своеобразной лестнице наверх. Зрелище не для впечатлительных граждан и уж тем более не для дам. Боящимся высоты вниз лучше не смотреть. Почему-то в голову пришла примета о женщине на корабле.
Я бы сама при всем своем желании не смогла вам ничего об этой компании рассказать. Но Расул Гаджиевич провел со мной профилактическую беседу, и ее содержание да будет вам известно. Что ж, устами гендиректора глаголит истина, что называется. А я буду время от времени появляться в тексте в виде лирических отступлений.
Официально предприятие существует семь лет, но началось все гораздо раньше. В лихие 90-е. Так получилось, что была построена первая лодка, втянулся в это дело, и она оказалась не последней. О себе Расул Гаджиевич говорит так: инженер. А так юрист. Как обычно. У нас же все юристы (смеется).
Число сотрудников предприятия колеблется в пределах 10-15 человек. А постоянных сотрудников вообще 4-5. Это инженеры с высшим техническим образованием. Все зависит от объема заказов. Есть заказы – привлекаются люди. А держать постоянный штат, когда нет работы – удовольствие пока дорогое.
— А устраивает ли вас тот объем заказов? поинтересовалась я.
— Ну на сегодняшний день мы и не сможем осилить больше. Мы работаем на пределе. А так в дальнейшем мы планируем расширяться. Будем расширять свою базу. В основном это технические средства, оборудование.
Расул Гаджиевич говорит, что начинали-то вообще на голом энтузиазме. С нулевыми средствами. Главная проблема, по его мнению, в непостоянстве работы и непостоянстве заказов. И уже, как следствие, непостоянство штата работников. А проблем-то куча: финансовые, технические… еще с человеческим фактором – если мастера постоянно держать при себе, а работы нет, то это уже накладно. А если его отпустить, то он куда-то уходит, уже в другое место. Пока все на стадии становления.
— А когда, Вы ожидаете, будет стабильность в заказах?
— Стабильность? Когда будет стабильность в этой стране. Мы целиком и полностью зависим от всего происходящего.
Расул Гаджиевич напрямую связывает обстановку в стране с ситуацией на производстве: нет стабильности в стране – нет стабильности ни в чем. С такими скачками, с такими прыжками… Надуманные всякие кризисы.
— Вы считаете, кризис надуман?ужаснулась я.
— Однозначно надуман. Вот сегодня с утра смотрел статистику по миллиардерам в журнале «Forbes». Так у нас в России за этот год их количество в два раза увеличилось! Какой же это кризис?! Где этот кризис?! В чем?
Предприятие строит лодки, яхты, катера. Модельный ряд набитый: от вектельной шлюпки до 12-метровой моторной парусной яхты. Модельный ряд со временем будет пополняться.
Конкурентов в нашей республике у нас нет. Да и вообще, и в целом по России эта отрасль не так развита. Находится на первоначальной стадии развития.
— Почему?спрашиваю.
— Ну, во-первых, рынок импортного товара очень избыточный. Но почему сама эта отрасль слабая в России? Иметь яхту – это большое удовольствие. В том, чтобы купить яхту, нет проблемы. Проблема в ее содержании. В России нет для этого инфраструктуры. Только-только начинают строиться причалы. Как будет эта инфраструктура расти – так будет расти этот бизнес. У нас нет сервисного обслуживания. Вот появятся условия для содержания – люди, соответственно, будут покупать, потому что таких желающих и имеющих возможность сегодня в нашей стране много. Содержать яхту накладно. Даже дороже, чем содержать самолет. Если самолет можно просто загнать в ангар и включить температурный режим, то с яхтой все гораздо сложнее. Это и то, что она постоянно на воде, и то, что есть внешняя среда, которая воздействует на нее.
Я-то до сих пор думала, что яхтами увлекаются только наши олигархические структуры, ну чтобы лишний раз показать обычному плебсу, что у них не жизнь, а малина.
Не удержалась: — А обычным людям яхты-то зачем?!
— Как зачем?! Необязательно иметь яхту, ну хотя бы какую-то лодочку.
Расул Гаджиевич – ярый поклонник нашей природы и ее ландшафта. Говорит, что объездил почти всю страну и нигде не видел такой красивой природы и такого красивого моря, как здесь. У нас идеальные условия для развития туризма.
— Думаете, мы сможем завлечь сюда туристов, предлагая им покататься на яхте?спрашиваю.
 - Конечно! Туризм без малого судостроительства, без береговой зоны, без моря невозможен. Понастроят эти санатории. Но человеку что нужно? Активный отдых. Ну, ладно, пойдет один раз искупается, два раза… но ему хочется кататься, наслаждаться морем. Об этом надо думать, потому что турист на сегодняшний день уже избалован. Кто наш потенциальный турист? Россиянин. А он настолько избалован всеми этими заграничными курортами, где все в избытке. Поэтому он не будет ехать сюда к нам, чтобы просто сидеть в гостиничном номере. Это неинтересно. Им надо лазать по горам, кататься в море. А наши чиновники об этом не думают.
Я попыталась возразить, что туристов-то не прельщает не только сидение в четырех стенах номера, но и наша политическая обстановка. Но он отмел все мои доводы, сказав, да нет у нас этой политической обстановки. Она надумана. Он верит в теорию большого заговора черноморских, азовских и т.д. журналистов. Считает, что их цель – не пустить сюда туристов. – Вы видите, как рекламируют курорты Краснодарского края? А наши ролики?! Где они?! В чем стереотип мышления наших новых дагестанцев? – недоумевает Расул Гаджиевич.
– Им надо построить пять этажей, десять этажей… Да не строй ты их! Построй два этажа, но дай активный отдых.
Ну я говорю, у нас же вроде были и есть проекты правительственного уровня: «Немецкая деревня», «Лазурный берег»… Но их материализацию я почему-то не вижу.
Но Расул Гаджиевич надеется на нового президента республики. Якобы бизнесмен, молодой, энергичный, просто правильно подойдет к этому делу.
Но перейдем от политики к предприятию. Растем. Потихонечку. Осторожно. Нас знают на российском рынке. И в определенных профессиональных кругах. То, что мы поставляем достойную продукцию, находясь в таких условиях, заставляет всех удивляться. Компания реализует свою продукцию и за пределами республики.
На сегодняшний день предприятие работает по классической технологии – это доска, фанера, клей. Но сейчас имеются и определенные работы в металле.
Оказывается, все компании во всем мире аналогичны этой (ну или наоборот). 85% из них такие же маленькие: 20-25 сотрудников, потому что рынок сбыта в этой отрасли невелик. И ставить производство на поток – нет смысла. Не будет никакой рентабельности. Эта продукция не реализовывается в больших объемах.
Спросила о конкурентах. Позиция миролюбивая. Мы слышим, что на Стекловолокне что-то строят, там, здесь что-то пытаются строить. Мы их надеемся увидеть на выставке. Будем этому только рады. Да. Это наши конкуренты. То мы их чему-то учим, то они нас.
«Морская инжиниринговая компания» выставлялась на «Турэкспо», «Дагэкспо» (уже четвертый год). Предложения выставляться в Сочи, в Москве поступают неоднократно, но выезжать за пределы республики – это дело накладное. Выехать – выставиться – приехать стоит немалых денег. – А инвесторы? – спрашиваю.
Инвесторы вкладывают туда, где можно быстро получить деньги. А вкладывать в промышленность им невыгодно. А наше производство же еще и необъемное, поэтому привлекать сюда инвесторов мы не видим смысла, да и не было предложений.
Но зато участие в выставках очень помогало компании. На сегодняшний день все выставки, в которых компания принимала участие, давали ей новый толчок и новые заказы. Расул Гаджиевич надеется, что заказчики остались довольны. Говорит, что их девиз – это профессиональный подход к работе.
Не могла не поинтересоваться, довольны ли сотрудники зарплатой. Оказалось, принцип на предприятии таков: «Все мы в одной кастрюле варимся». Если мы что-то заработали, значит, мы все заработали. Нет смысла жить по принципу «только себе».
— Меня все устраивает, — говорит Расул Гаджиевич, — я считаю себя счастливым человеком. Я занимаюсь любимым делом, которое еще приносит доход. Что еще может быть лучше? Ничего. Пусть небольшой доход, но на хлеб с маслом, что называется, хватает. Я буквально возмутилась: «Вы не гонитесь за большой прибылью?!»
Во-первых, нет такой возможности гнаться куда-то за большим рублем. Мы хотим заработать. Но опять-таки для чего? Для собственного развития. Нам нужны определенные средства, чтобы мы могли развиваться, строить какую-то экспериментальную продукцию. Сейчас мы не можем позволить себе содержать КП, а мы должны иметь хотя бы небольшой участок, чтобы там экспериментировать. Поэтому каждый раз, когда мы получаем новый заказ, пытаемся всунуть туда что-то новое. При этом где-то с опаской. Благо, наши клиенты пока всем довольны.
Компания сейчас дополнительно развивает такую сферу, как береговое обустройство и береговой ландшафт. Работает в стиле моренизма. И новое здание, куда компания переехала два месяца назад, пока в процессе ремонта и обустройства. Расул Гаджиевич пригласил прийти месяца через два и посмотреть, что же получилось. Дизайн интерьера и экстерьера – все будет в стиле моренизма.
Завела и разговор о менеджерах и пиарщиках. Не нужны ли? Как выяснилось, нужны, но главная проблема – обучение мастеров. Оно пока остается на уровне самообучения. Компания пока не может себе позволить выезды специалистов за границу с этой целью, поскольку я всем везде и всегда предлагаю пиар как главный путь выхода из проблемы, то и в этот раз не была оригинальна. Предложила. Может, вам запустить рекламную кампанию, говорю, раскрутить свои лодки, чтобы наши новые дагестанцы увидели и поняли, что это трэнд, и сочли неприличным не иметь при себе собственную? Гендиректор со мной согласился, но снова возникло одно «но». Он говорит: «Я согласен, но опять-таки у них возникнет первый вопрос: как ее содержать и где? Вот в чем вопрос». (Да уж… Вопрос воистину гамлетовский).
Да. Новый дагестанец (это определение мы использовали отнюдь не в негативном значении, а в самом положительном) понимает, что, когда к нему приезжают гости из России, он вынужден искать что-то где-то как-то, чтобы их развлечь. У нас условия содержания напрочь отсутствуют. Эта проблема до ужаса финансоемкая. Она требует больших вложений. И это надо и возможно решить только на уровне Правительства. Потому что частный инвестор не видит смысла вкладывать в береговой сервис огромные деньги, чтобы когда-то, через десять лет, получить прибыль. — Что ж должно это быть? — спрашиваю. — Спецпрограмма? Ответ был утвердительный: мы надеемся, что выдвинем свои предложения нашему новому руководству.
— Примут ли на вооружение и ждать ли успеха?
— Мы оптимисты. Причем очень большие. Мы ставим перед собой невыполнимые задачи, которые потом решаем.

 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам