Потом в парках и бульварах появились красивые скамейки на бетонной основе, которые невозможно перетаскивать на другое место. Не жалея сил, и их стали ломать и калечить. Очень обидно за этих людей, за их родителей, которые не вложили в своих детей (именно это варварство – дело рук беснующихся молодых людей) элементарного чувства уважения к человеческому труду, к горожанам. Видимо, эти же подонки ломают, разрушают памятники на кладбищах. Какие это «герои», воюющие с покойниками!
Это не мелочи в жизни нашего города.
Раньше, в советский период, улицы, парки, бульвары охраняли милиция, ей помогали народные дружины – комсомольцы. Таких «шутников», нарушителей общественного порядка ловили, их деяния снимали на пленку, показывали по телевидению, а возмещать убытки и забирать «детей» из милиции приходилось родителям. Это была хорошая школа воспитания для хулиганов. За повторное такое «баловство» приходилось отвечать серьезно. Видимо, теперь и у милиции другие заботы. Ни разу я не видел передачу по дагестанскому телевидению, посвященную этой проблеме. Ни одного хулигана такой «профессии» не показали по телевизору за последние годы.
Основательно эстетический вид нашего города портят так называемые пачкатели. Мне, старому жителю Махачкалы, до глубины души обидно, что на стенах добротных домов появляются символы, нанесенные черной краской, с толщиной линии в 4 см. Только по улице Леваневского их уйма. Вымыть или просто стереть их не возможно. Что обозначает эта символика? К чему она призывает? Однако в этом, мне кажется, заложен какой-то смысл.
Эстетически нормально выполненные щиты наружной рекламы не портят внешний вид города, а наоборот, украшают улицы и дома. Однако под ними появляются афиши о концертах, цирковых представлениях, театральных постановках, которые клеятся на стенах домов одни на другие, ведь старые не убирают. Они лохматятся, портят эстетический вид фасадов домов, заборов. Главное – их клеят в самых оживленных местах. Но это еще полбеды: афиши клеят в нескольких местах, а повсюду афишируются таксисты. При помощи трафарета наносят на стены красными, синими, черными масляными красками такие надписи: «Такси «Балхар», 78-03-08». Или частник сообщает: «Такси – 93-69-26», такси «Момент» — 8-928-555-87-87» и т.д. Обойдите дом № 16 на проспекте Расула Гамзатова, вы увидите все «художества» пачкателей. К примеру, на стенах этого же дома надписи: «Мастера выполнят работу: покраска домов и фасадов на веревке без лесов от 2-х и более этажей. Тел.: 8-928-553-37-67, или тут же под барельефом народному поэту Дагестана Шах-Эмиру Мурадову намарали: «Сдается в аренду помещение по улице Ярагского, первый этаж, 55 кв.м».
Часто встречаются надписи на фасадах домов фирмы «Разрушители»: 1. Алмазное сверление, 2. Алмазная резка стен. 3. Разрушение бетона и т.д. Пройдеите вокруг стадиона «Динамо», и у вас будет возможность прочитать такие «шедевры», как эти: «Покупаем волосы», «Ремонт холодильников – 93-26-88», или «Стучите девочки – 07-23-83». Все это нанесено на стену черной краской и полуметровыми буквами.
Идешь по улицам нашей столицы и поневоле иногда думаешь, что шагаешь по пригороду Лондона – вывески на латинице, большинство на английском языке. Даже для русского языка, не говоря уже о дагестанских языках, не осталось места. Даже госучреждения не обходятся без английского языка: на вывеске рядом с русским текстом красуется текст на английском языке. Что касается магазинов, всякого рода ресторанов, кафе, ателье и других учреждений, то тут уже требуется перевод на русский язык, ибо не знаешь, что это такое. Достаточно пройти по улице Дахадаева до большой мечети, чтобы в этом убедиться. Несколько примеров: MILLENIUM (женская парикмахерская), PRIMO (паркет, плиты и т.д.), LORD, BOUTIGUE FOR MEN, SELA, FIESTA (ресторан), BOLERO (старинный испанский танец — мужская одежда), INDESIT STINOL (холодильники), BEST SHOP FOR MEN (мужская одежда), PATOS (свадебный салон), ANJELLO (парикмахерская), WRESTLING (спортивный магазин) и т.д. Даже чисто русское имя Анастасия написано латиницей: ANASTASIA.
Мы боремся за сохранение и развитие родных языков дагестанцев. А здесь вытесняют из сферы употребления и русский язык. Куда мы катимся?! Неужели в других городах такое же положение? Кто понимает смысл этих названий? Кто наведет порядок в этом важном деле?!
Думаю, что хозяева этих объектов не виноваты в этом: по всем каналам телепередачи рекламируют именно эти магазины, рестораны, банкетные залы, торговые дома и т.д. по примеру центральных телеканалов.
Иногда хочется уехать в горный глухой аул, но боюсь, что все эти «прелести» дошли уже и туда или, оставив родные уголки, селяне переселились в наши города, где слова чужого языка ценятся выше всего.
Надеюсь, соответствующие службы администрации города обратят внимание на это безобразие и примут надлежащие меры для того, чтобы наш город стал образцом национального образа жизни.