Тогда это было чудом техники, как и «Кодак» – маленький и удобный, но, по оценкам искушенных профессионалов, получивший название «мыльница». Сейчас все совсем иначе – цифровая аппаратура позволяет значительно улучшить качество и ускорить процесс распечатки фото. Да и любой «навороченный» мобильник содержит в функциях «фотосъемку», как нечто само собой разумеющееся. Но и сегодня (как и много лет назад) процесс фотосъемки немыслим без творческого подхода фотографа, воссоздающего яркие мгновения, интересные события, людей через призму своего восприятия. Именно таким увидит этот мир его зритель…
Сегодня фотографировать умеет каждый школьник, чего проще: посмотреть в окуляр фотоаппарата или же на экран сотового телефона и нажать кнопку съемки — фотография готова. Но это любительское фото, куда труднее дается профессиональная фотосъемка, где требуются определенные навыки и художественное чутье.
Почти полвека прошло с тех пор, как заслуженный работник культуры РД Шамиль Магомедович Мусаев взял в руки свой первый фотоаппарат и по сей день признается, что без сожаления ради фотосъемки он оставил работу в высшем учебном заведении. Он работал в политехническом институте на кафедре технической механики и был вполне доволен этим. Работа, как говорится, не пыльная, но душа требовала чего-то нового.
— В молодости я очень энергичным был, неусидчивым, — рассказывает Ш. Мусаев, — и вот когда судьба предоставила мне такой шанс стать фотографом, не задумываясь, воспользовался им. Сейчас, как вспомню, сколько мне приходилось ездить по республике, сам удивляюсь, как же я все успевал?
Советская пресса требовала от фотокорреспондентов особого подхода к фотографии – ответственного, особенно, если это касалось собраний на правительственном уровне.
— Сложнее всего было фотографировать собрания, надо было «ловить мгновения», чуть зазевался и уже не успел. Фотографа в каком-то смысле ноги кормили, надо было быстро в уме просчитать ракурс, откуда будет удачнее всего снять кадр, иначе останешься ни с чем. Много фотоаппаратов прошло через его руки: «Киев», «Зенит», «Зорька». Вот торжественные собрания приходилось снимать несколькими аппаратами. Одно дело – отдельного человека заснять, другое – сделать панорамное фото зала заседания.
Шамиль Мусаев одновременно работал фотокорреспондентом в разных печатных изданиях: «Дагестанской правде», журнале «Дагестан», на телекомпании ГТРК «Дагестан». В качестве фотокорреспондента успел побывать во всех уголках Дагестана: фотографировал трудовые будни доярок, виноградарей, чабанов. Писал журналистские материалы.
Будучи фотокором, Ш. Мусаев постоянно учился у старших товарищей, в том числе у известного фотокорреспондента «Дагестанской правды» Федора Зимбеля. Чтобы художественно раскрыть тот образ, который предстояло отснять, Ф. Зимбель научил его вносить «человеческую нотку» в фотоработу, избегать постановочных фото, искусственных по своей сути. То есть не просто показать, что виноградарь срывает гроздь солнечных ягод, а то, что он любит свое дело, бережно срезает виноградную кисть, и на лице его отражено удовольствие от совершаемого труда. «Прежде чем приступить к съемке, я беседовал с ее «героями», проникался их мыслями, их пониманием жизни, отношением к труду. И съемка получалась естественной, человек уже не обращал внимания на «нацеленный» в его сторону глазок объектива…», — объясняет Ш. Мусаев. Бывало, что Ш. Мусаев готовил фоторепортаж: в нескольких снимках надо было представить целостную сюжетную картину. Для этого читал статью корреспондента, ловил образы, возникавшие перед глазами, и потом приступал к его созданию.
— А почему же сейчас корреспондентов в села не командируют? — интересуюсь у него.
— Сельское хозяйство сейчас не в том состоянии, что прежде. Люди бегут в города. В селах безработица, — вздохнул он.
Наверное, чтобы понять человека, надо было прожить и прочувствовать тяготы сельского труженика. Мусаеву эти проблемы были близки, он рос без матери и привык все делать сам. И молодость, пришедшаяся аккурат на военные годы, преподнесла ему свои жизненные уроки. Десятки таких же молодых юношей, как и он, ковали победу в тылу, копали противотанковые траншеи в Каякентском районе. Находясь в составе партизанского отряда, сформированного в г. Буйнакске, Шамиль Мусаев доставлял гранатометы и пулеметы на мулах к местам локализации советских солдат в Моздоке. Тем самым принимал непосредственное участие в защите Северного Кавказа, а именно Северной Осетии от фашистов, рвавшихся в Дагестан и Баку. Этот труд не прошел даром: с отмороженными руками и ногами его поместили в больницу № 370 г. Баку. Ш. Мусаев гордится, что тем самым внес свою лепту в дело Победы. За это ему была вручена медаль «За оборону Кавказа», правда, документы участника Великой отечественной войны он так и не успел оформить. Ведь для этого требуется поехать в г. Подольск, чтобы найти в архивах соответствующую документацию, а средств на это не хватает. Все оттягивал до лучших времен, а теперь ни сил, ни здоровья нет, чтобы этим заниматься… Поэтому сейчас Мусаев недополучает то, что прописано государством для участников ВОв.
Более всего его душа болит за огромный архив фотографий, который хранится у него дома. Рулоны отснятой пленки – кадров советских времен, свыше пяти тысяч фотографий. И по сей день многие обращаются к нему за помощью. Ведь сегодня в моду вошло издавать книги о своих прославленных родичах, а если приложить фото для документальности, тогда книга приобретает еще большую ценность и достоверность. Сам Мусаев тоже хотел бы выпустить сборник со своими фоторепортажами, но он отложен до лучших времен. Сейчас его голова о другом болит, как бы его архив вместе с ним не оказался погребенным под крышей разваливающейся квартиры. «Сплю, а самому тревожно, а вдруг кусок штукатурки ночью отвалится? Утром не проснусь», — переживает он.
— А как же обещания помочь с жильем ветеранам, кроме как в день Победы о вас вспоминают? – спрашиваю у него. Мусаев в ответ вздыхает и снова начинает рассказывать, что жаль ему выбрасывать годами накопленный материал, хотелось бы архив создать. Тем более что там и телевизионные пленки советских времен имеются.
Ныне он заслуженный работник культуры РД, член Союза журналистов России, имеет множество медалей за вклад в приближение победы в Великой Отечественной войне, но все его годы самоотверженного труда сегодня не играют существенной роли, чтобы достучаться до высоких чиновников. Но Мусаев надежды не теряет, он верит в добрых людей, энергичный, как и в молодые годы, он неустанно работает. Впереди еще много интересных фотокадров и ярких жизненных мгновений.