В наше время витраж получил широкое применение как декоративно-прикладное искусство, позволяющее оформлять не только окна, двери, потолки, но и создавать вещи, способные удивить самых искушенных зрителей. Художник Амирхан Магомедов – один из немногих в Дагестане начал работать с витражным стеклом. Ему понравился и сам материал, и те творческие возможности, которые реализуемы с его помощью.
— Витраж — это мозаика, которая собирается из разноцветных кусков стекла. Отделяю необходимые мне формы, из которых потом складывается цельная витражная картина, — поясняет он процесс работы. — Стекла отливаются на специальных заводах. Американские, китайские и итальянские витражные стекла значительно превосходят по качеству стекла российского производства. Это послушный материал, не то что российское стекло: порезал по одной линии, а стекло поломалось не в заданной форме. Приходится по многу раз переделывать, чтобы добиться нужного результата.
Кстати, в Дагестане нет в продаже материалов для создания витражей, приходится специально ездить в Москву, где для мастеров по витражу есть все необходимое. Для нарезки стекла используется обычный стеклорез, а дальше торцы обтачивается на станке для работы в технике тиффани. Тиффани – так по имени ее создателя называется клейкая лента. Когда-то Тиффани придумал эту чудо-ленту для обмотки торцов, и сам прославился, и облегчил работу другим мастерам: ведь его изобретение позволило усовершенствовать витражное дело. Пока ее не было, стыки получались толстыми и некрасивыми, и было невозможно создать изящные линии, соединить крутые повороты. Теперь все эти сложности в прошлом: можно делать мелкую разбивку и из кусочков стекла создавать любые интересные и необычные по сложности работы.
Последний штрих к работе: места спайки подкрашиваются спецрастворами. Цвет краски зависит от рисунка, а его насыщенность — от количества раствора.
По специальности Амирхан не художник, а экономист: окончил институт «Сан-Марино», отделение финансы и кредит. Престижная по дагестанским меркам профессия не прельщала его, больше увлекало творчество. Почему именно витражи? Просто понравилось работать с таким материалом, как стекло, – материал капризный, работа сложная, требует много терпения, но конечный результат того стоит.
Первый свой заказ Амирхан выполнил в 2001 году, создав витражные окна для ресторана «Барон». Многие тогда допытывались у Амирхана, как он это делает, почему да почем? Да, витражи тогда были в новинку и вызывали неподдельный интерес, но из-за дороговизны не пользовались спросом, поэтому Амирхан уехал в Москву. Какое-то время работал в столице, выполнял заказы, но…решил вернуться в Махачкалу, хотя перспектив заработать в Москве было предостаточно, но московский менталитет пришелся ему не по душе. В Махачкале решил продолжить любимое дело: зарегистрировался в налоговой инспекции, разработал бизнес-план и представил его в Центр занятости г. Махачкалы, чтобы получить государственную помощь на собственный малый бизнес. На полученные средства приобрел материалы, станок. В Махачкале уже работают небольшие цеха по изготовлению витражей… Но пока они ему не составляют конкуренцию, потому что Амирхан в совершенстве владеет этим искусством и уверен, что по качеству ему пока нет равных.
— Видели работы других мастеров? Подмечаете, где хорошая работа, где «халтура»?
— Да. По-разному бывает, — отвечает Амирхан.
— У вас есть свои секреты?
— Секретов нет, процесс работы предельно ясный и многим мастерам известный. Но со временем приходишь к пониманию: как сделать лучше того, что может получиться в конечном итоге, какой состав кислоты применить, чтобы изделие получилось фактурным, а спайка – крепкой. И не всегда для этого подходят те, что продаются в магазинах.
В Махачкале Амирхан снял небольшое помещение, где будет работать один, но планирует, если дело пойдет в гору, набрать работников.
Он автор многих необычных по форме и исполнению витражей. Но случается и так, что творческая идея исходит от заказчика, который в буквальном смысле знает, чего он хочет не только в плане выбора витражного рисунка, но и цветовой подборки. Правда, зачастую заказчик полагается на вкус мастера, и в этом случае мастер сверяет свой эскиз с клиентом, чтобы работа «на ваше усмотрение» не шла вразрез с потребностями заказчика.
— Возможности витражиста ограничены? Например, кто-то хочет, чтоб вы воплотили, скажем так, экстравагантную композицию, оригинальную вещицу, а технические возможности не позволяют это сотворить?
— В основном витраж выполняется на плоской поверхности. Но если попробовать сделать объемную вещь, например, вазу – придется вложить немало труда в ее создание. Каждое стеклышко разного размера и, чтобы подогнать их под необходимую форму в вертикальной плоскости, нужно произвести тщательный геометрический расчет. Конечно, это очень сложная и дорогая по цене работа. Работами из виражного стекла можно оформить потолок, окна, двери, светильники. В объемных витражных изделиях труднее всего дается форма, а в плоскостных — мелкие детали, ведь их требуется не просто вырезать, но и отточить. Одна из работ Амирхана выполнена с использованием очень мелких стекол в форме «завитушек», что вызвало восхищение у знатоков витражного дела. А вообще, зачастую больше времени уходит на то, чтобы обдумать идею и создать эскизы, чем ее реализовать.
У Амирхана есть альбом с фотографиями выполненных заказов. Оригинальной мне показалась витражная работа с черепом коровы, а также маска, как слепок с человеческого лица, – работа, выполненная из мелких кусочков стекла. Коровий череп Амирхан оформил в соавторстве с двоюродным братом. Вместе с другими изделиями эту работу выставили на одной из московских экспозиций, и она стала центром притяжения для огромного количества посетителей.
Сейчас Амирхан завершает работу над очередным заказом. Он полон творческих идей и задумок, которые обязательно реализуются, потому что для Амирхана нет невыполнимых проектов: он знает о витражах все!