По мнению великого персидского мистика Али Усмана Худжвири, первым из суфийских наставников учение о стоянках и состояниях разработал Сари Сакати. Его младший коллега Шакик Балхи (VIII век) в руководстве для суфиев под названием «Благопристойности поклонения» выделяет четыре стоянки (маназила, макам) на Пути к Божественной Истине: аскеза, богобоязненность, томление духа и любовь.
Основой первой стоянки является пост, соблюдаемый не только в месяце Рамазан, что является обязательным, но и в другие дни и ночи. Вторая стоянка – это постоянное поминание Бога (зикр) и благоговейный страх перед ним, ощущаемый душой Путника. На третьей стоянке страх человека переходит в радость утомленного от общения с Богом духа, и от этого исчезают всякие желания чего бы то ни было. На четвертой стоянке адепт чувствует не только свою любовь к Богу, но и ощущает Его любовь к себе, и она затмевает своим Светом все предыдущие стоянки. Не остается ничего, кроме Высшей Любви, все исчезает в ее лучах.
Духовное состояние, соответствующее последней из названных стоянок, в свое время выразила знаменитая суфийская святая подвижница Рабия Адавия Басри, жившая в VIII веке. Эта великая женщина, отвечая на вопрос об искренности в вере, сказала следующее: «Я поклоняюсь Богу не из страха перед Его огненной геенной, не из любви к Его райскому саду, иначе походила бы на низкую корыстолюбицу, я поклоняюсь Ему исключительно из Любви к Нему и из томления к Нему».
Стоянки духа соответствуют особым душевным состояниям (халь), которые воспринимаются как Божественные щедроты.
В некоторых произведениях суфийской литературы стоянки идентифицируются со стадиями, а в других источниках стадии описаны как величины, измеряемые не только состоянием Путника, но и временем, в течение которого он находится на данной стадии Пути.
Следует учесть, что суфийские учителя, будучи людьми учеными, в своих теоретических трудах и наставлениях для практики, как правило, описывают духовнопережитый ими собственный мистический опыт. Этим объясняется разнообразие мнений, когда речь идет о таких тонких категориях, как ступени и стадии, стоянки и состояния, через которые проходит мистик на своем Пути. Ведь духовные переживания не зафиксируешь подобно результатам лабораторных испытаний.
Знаменитый египетский мистик Зун Нун (IX век) называет восемь духовных ступеней, а его иранский современник и коллега Яхъя Муаз, согласно разным источникам, дает подробное описание от четырех до семи таких ступеней. Другой суфийский учитель Кушайри перечисляет 50 стоянок, а известный наставник Ансари приводит список из сотни стоянок.
Исследователь Карл Эрнст, освещая этот вопрос в книге «Суфизм», изданной в Англии и России, пишет, что персидский мистик Рузбихан Бакли в своем трактате на арабском языке описывает тысячу и одну стоянку, через которые продвигается душа с начала творения до окончательного единения с Богом.
Такой большой разброс в количествах духовных стадий, ступеней, стоянок и состояний, помимо различных подходов к личным переживаниям мистиков, видимо, объясняется еще и тем, что авторы сочинений для удобства представляют их в «разобранном» на составные компоненты виде.
Несмотря на различные мнения по данному вопросу, практически все суфийские авторы исходят из того, что стоянки и стадии, ступени и состояния в конечном счете сводятся к следующим трем мистическим периодам Пути: соблюдению религиозного Закона, получению сокровенного Знания и как итог – к постижению Божественной Истины.