Помимо объективных причин, есть и множество субъективных, в том числе связанных с нашей специфической ментальностью. В городе на 300 тысяч «коренных» махачкалинцев приходится еще 400 переехавших в столицу республики относительно недавно и около 200 тысяч «трудовых мигрантов» из всех регионов Дагестана, каждое утро приезжающих в Махачкалу на работу или учебу и каждый вечер уезжающих обратно. Причем огромную часть переехавших студентов и «трудовых мигрантов» составляет молодежь.
Это создает агрессивный социальный коктейль, справиться с которым, научиться управлять которым невероятно трудно.
О проблемах, которые создает агрессивное поведение на дорогах тысяч махачкалинских водителей, мы беседуем с командиром ОБДПС при УВД г. Махачкалы подполковником милиции Исмаилом Чупановым.
— Недавно на состоявшемся в Махачкале собрании актива города, посвященном обсуждению Послания Президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, Глава города Саид Амиров назвал пренебрежение к законам со стороны «золотой молодежи» одним из факторов, помогающих пропаганде экстремистов. И действительно, поведение значительной части молодежи, открыто и демонстративно пренебрегающей законом, особенно заметно на примере транспортных потоков в городе…
— В этом году мы фиксируем небольшое улучшение ситуации по некоторым показателям службы. Учитывая, что многие факторы усугубляются, даже стабилизация показателей — уже большое достижение.
В первой половине прошлого года на дорогах Махачкалы было зафиксировано 238 дорожно-транспортных происшествий, в этом – 237. В этом году в ДТП погибло 33 человека, в прошлом году за аналогичный период — 43.
Основной проблемой остается бесконтрольность нашей молодежи.
Молодые люди с утра до ночи могут кататься абсолютно без дела, искать себе приключения.
Посмотрите, некоторые из них снимают задние номера. Зачем они снимают? Думаю, законопослушный гражданин этого не станет делать. Значит, у этих молодых людей уже есть замысел совершить какое-то правонарушение и скрыться.
Все мы видим, какую проблему создают свадебные кортежи. Молодые люди по ходу движения открывают окна, вылезают, садятся на двери. Разве это героизм? Спасти человека, который тонет, – вот это героизм. А снять задний номер, чтобы перед девочками покрасоваться, – это нечто другое.
Мне обидно за этих молодых людей, за их родителей. Они себя не жалеют, не ставят свою жизнь в копейку. Можно было бы сказать – это их дело, они ведь уже «почти взрослые». Но эти молодые люди должны хотя бы пожалеть своих родителей. Нет же! Они не обращают внимания на мнение и на чувства своих родителей!
По долгу службы мне часто приходится иметь дело с этими молодыми людьми. Нередко мы задерживаем и ставим на стоянку машины тех, у кого задних номеров нет или нет прав. Иногда, когда я вижу молодого парня, который обивает пороги, чтобы «решить вопрос», я говорю ему – позови родителей. Для нашего поколения моральная оценка родителей играла огромную роль – мы боялись их слова, их мнения. А нынешняя молодежь отвечает дерзко, мол, зачем родители, – я все равно буду делать что хочу!
Конечно, не все такие. Есть молодежь, которая соблюдает Правила дорожного движения. Но в том то и дело, что основной вклад в аварийность вносят как раз те, кто не соблюдает правил, кто, что называется, «без башни».
Особенно хочу сказать о еще одной проблеме. Сейчас, к сожалению, все чаще те, кто совершает ДТП, скрываются, не посмотрев, что стало с человеком, которого сбили. Для таких водителей нет ничего святого! Это настоящие негодяи. У нас за полгода было 36 таких случаев, и три человека в таких ситуациях погибли. Оставление человека в тяжелом состоянии – худшее, что можно себе представить, это непостижимая вещь.
— Какие еще факторы способствуют стабильно высоким показателям аварийности в городе?
— У нас сегодня остро не хватает сотрудников. По существующим нормативам нужно 1500 человек – в несколько раз больше реального числа сотрудников.
Сейчас у нас основная смена составляет всего 5-6 нарядов. А ведь нагрузка на инспекторов в последние годы многократно возросла. После каждой аварии люди стоят и ждут инспектора, чтобы начать оформлять страховку.
Еще один фактор – растущее количество машин. Транспорта в Махачкале зарегистрировано свыше 110 тысяч, десятки тысяч машин ежедневно приезжают в город из других городов и районов республики.
Сейчас летнее время, каждый вечер горожане едут отдыхать, поэтому транспорт постоянно находится в движении.
Особая проблема — водители маршрутного транспорта. Мы все участвуем в дорожном движении и видим, что творят многие из водителей маршруток! Они не соблюдают ни режима рабочего дня, ни режима отдыха. У них не найти никаких отметок в путевом листе. Утром водителя должен проверить врач, а машину – механик. Но большинство не ждет ни механика, ни врача. Водители выезжают работать с 7 утра до 12 ночи. Внутри такси часто грязь и антисанитария. Раньше таксист не выезжал, пока не делал дезинфекцию салона. А сейчас на грязи, облепившей заднее стекло, мальчишки царапают «Помой меня» и «маршруточник» с этой надписью месяц ездит.
Вновь начало расти число угонов. В этом году отмечено уже 53 случая против 47 случаев за аналогичный период прошлого года. К сожалению, часто «идеальные» условия для воров создают сами граждане. Автомобили всю ночь стоят во дворах – на выбор. А в городе огромное количество разных мастерских – покрасочных, рихтовочных, где машину можно разобрать или перекрасить.
Опять же – молодежь. Чаще всего именно молодые водители элементарно не знает правил дорожного движения, знаков. А ведь автомобиль, как говорится, это управляемый снаряд. И от того, кто и как им управляет, зависят судьба и жизнь владельца.
И в заключение нашей беседы хочу обратиться с пожеланием ко всем участникам дорожного движения: давайте себя беречь! Давайте соблюдать правила, записанные вот в этой тонкой книжице (демонстрирует ПДД). Здесь всего 60 страниц, и все они, как говорится, написаны кровью.