Аттар пишет: «Пусть никому не будет дозволено войти в Долину Любви, если в душе у него не зажжен горячий огонь стремления. Любовь отвергает всякого, кто не горит подобно пламени»..
Следует отметить, что разные суфийские авторы в своих произведениях называют различное количество стадий, стоянок, долин, этапов, завес, преград и прочих условных обозначений духовных вех, через которые приходится пройти адепту на своем Пути. Такое расхождение не имеет существенного значения, поскольку эти обозначения выражают сходные духовные критерии, а их совокупное смысловое содержание указывает на общую Цель, которую предстоит достичь.
Аттар написал за свою долгую жизнь ровно то количество книг, которое соответствует количеству сур (глав) Корана — 114. В одной из них, а именно в «Тазки-рат ал-Авлия» (Рассказы о святых) он описал жизнь, духовное подвижничество и мистические пути 142 святых со всего мусульманского мира. Возможно, исследовательская работа над этой книгой подвигла его к написанию аллегорического произведения «Парламент итиц», в котором под пернатыми созданиями подразумеваются суфийские искатели Истины.
Как бы то ни было, на своем собрании (парламенте) птицы решили заняться поиском Симурга — Божественной птицы неописуемой красоты, наделенной волшебными качествами и необыкновенными способностями.
На поиски Симурга отправилось большое количество пернатых, значительная часть которых по пути следования сошла с дистанции по разным причинам. Одни просто не пожелали продолжить путешествие, другим надоел утомительный полет, третьи повстречали других птиц и увлеклись ими, четвертые остановились из-за усталости, пятые засомневались в достижимости намеченной цели.
В конце концов, осталось всего 30 пернатых, которые на высоком дереве в дремучем лесу на краю Света обнаружили предмет своего мучительного и долгого поиска. Симург (на персидском языке — тридцать птиц) оказался собственным отражением долетевших до цели искателей.
Интересен еще факт, от которого веет мистикой: из всех 114 книг, написанных Аттаром, сохранилось всего тридцать.
Здесь еще возникает сакраментальный вопрос, заключающийся в следующем. Не хотел ли Аттар сказать, что суфий, следующий по Пути к постижению Истины, в конце концов, прибывает в Никуда и находит там… себя, но уже духовно совершенного? Ни в том ли смысл его поисков, что это совершенство и есть цель Пути к Истине и средство познания Создателя? Как знать…
Интересная трактовка суфийской Цели содержится в «Мусульманском мистицизме» А.Д.Кныша, который пишет: «Цель мистика состоит в том, чтобы вернуть душу к состоянию непорочности и преданности Господу, в котором она пребывала до непосредственного акта творения».
Если мистику в результате обучения, усилий и поисков удается в определенной степени духовно познать смысл и содержание Господнего акта творения, что является составной и важной частью Божественной Истины, то он, согласно неписаному, но строго соблюдаемому правилу, никогда никому и ни при каких обстоятельствах не раскроет познанное по следующим основаниям.
Во-первых, природа Истины и ее компонентов такова, что «пароль нераскрываемости» оберегает их от «посторонних».
Во-вторых, человеческий ресурс адепта, познавшего Истину, совершенно недостаточен для общедоступной расшифровки ее сакрального содержания. То есть, знать — знай, но передать не моги.
В-третьих, тот, кому пытаются раскрыть Истину, ничего не поймет, поскольку не прошел положенные стадии мистическою Пути.
Далее в «Мусульманском мистицизме» написано: «Конечной целью мистических поисков является не просто знание о Боге, а достижение единения с Ним. Это понятие может означать разные вещи: от полного слияния, когда человек совершенно лишается своего индивидуального сознания, до единения, которое переживается как осуществление конечной цели».
По данному вопросу большой разброс мнений, поскольку каждый практик, переживший мистические ощущения, выражает собственную точку зрения об искомом предмете.
Это вполне естественно, и наличие различных мнений здесь не может негативно восприниматься. Однако нельзя полностью исключить, что некто может обмануть или обмануться, желая представить себя в качестве продвинутого мистика высокого уровня. Такое встречается, когда тот или иной человек, движимый корыстными намерениями или иными земными задачами, становится на неблагоприятный путь «рия», то есть предается «мистическому популизму».
Информационные технологии современного мира позволяют использовать их потенциал для успешного продвижения по Пути к познанию Божественной Истины.
Вce зависит от личности мистика и уровня его духовного совершенства, что является определяющим, но все-таки не главным фактором в этом сложном процессе. Главное же заключается в снисхождении на Искателя Божьей благодати. Тогда и только тогда Истина позволит постичь себя.