Люди, счастливо живущие друг с другом или в большой семье, даже выглядят как-то по-особому. Их движения свободны и грациозны, выражение лица неподдельно умиротворенное. Они смотрят друг на друга, а не сквозь, потому что искренни и естественны в отношениях. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбными, а все члены семьи относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям. Дом, в котором живет такая семья, наполнен светом и яркими красками. Это действительно место для жизни людей, предназначенное для общения, радости и удовольствия. Когда в семье спокойствие, это мирное спокойствие, а не тревожное молчание или молчание от неопределенности или страха, это и не предостерегающее молчание. Когда в доме буря — это знак какой-то очень важной, значительной активности, а не попытка перекричать всех остальных. Каждый член семьи уверен в том, что дома он может быть услышан. Если же сейчас в семье почему-либо не до него, он прекрасно понимает, что дело именно в недостатке времени, а не в недостатке любви. Люди в таких семьях с удовольствием соприкасаются друг с другом, открыто выражая при этом свои чувства, совершенно независимо от возраста. Доказательства любви и заботы в таких семьях не ограничиваются только хорошим заработком, приготовлением еды, вынесением мусорного ведра или пакета. Люди вполне искренне проявляют свою любовь, открыто беседуя друг с другом и очень внимательно слушая, они могут быть прямыми, открытыми и честными, могут быть такими, какие они есть на самом деле и наслаждаться тем, что могут быть вместе.
Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не безупречными советчиками и авторитарными «вершителями судеб». Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям любые негативные оценки их (и окружающих) поведения так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться. Их взгляды и поведение не расходятся со словами.
В проблемных семьях все происходит наоборот: родители призывают детей не обижать и не огорчать друг друга, а сами беспрестанно их обижают, шлепают и даже бьют.
Родители усваивают важную истину, что хороший воспитатель умеет выбрать соответствующую ситуацию и время, чтобы поговорить с ребенком тогда, когда тот действительно готов выслушать родителя. Когда ребенок ведет себя неправильно, отец или мать пытаются понять причину такого поведения и проявляют к нему максимум внимания, стараясь помочь своей поддержкой. Ребенку становится легче преодолеть свой страх и чувство вины, и это значительно укрепляет позицию родителей. Родители в зрелых семьях знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, это означает только то, что между ним и родителями возникло недопонимание или что самооценка ребенка угрожающе снизилась. Такие родители прекрасно понимают, что научиться чему-либо важному или достойному можно лишь в том случае, если у тебя высокая самооценка и ты чувствуешь, что окружающие также положительно тебя оценивают. Поэтому они никогда не реагируют на поведение своих детей так, чтобы их разочаровать или унизить.
Однако вокруг достаточно много людей, имеющих низкую самооценку. Они все время ждут обмана, унижения, насмешки, оскорбления со стороны окружающих людей. И в конечном итоге они все же становятся жертвами. Живя в ожидании угрозы, такие люди, как правило, именно ее и получают. Защищая себя, они прячутся за широкой стеной недоверия и погружаются в мучительное состояние одиночества и изоляции. Отделяясь от остальных людей, они становятся апатичными, вялыми, равнодушными как к самим себе, так и ко всему, что их окружает. Таким людям очень трудно видеть, слышать, понимать других, четко мыслить и принимать самостоятельные решения, поэтому они или унижаются перед окружающими, всецело и слепо подчиняясь им, или же грубо и деспотично подавляют других людей. Таким людям свойственен постоянный страх — неизменный спутник недоверия и одиночества. Страх сковывает и ослепляет человека, мешает ему найти новые решения собственных жизненных проблем. Человек с низкой самооценкой не только охвачен страхами, но он еще как бы копит в себе опыт неуспеха, ошибок, поражений и постепенно начинает чувствовать себя совершенно безнадежным человеком. Некоторые спасаются тем, что начинают выпивать, принимать наркотики, или как-то иначе уходить от ответственности.
Суть дела состоит в том, что истинные источники проблем такой семьи оставались как бы невидимыми для всех ее членов, — причем не потому, что кто-то отказывался их видеть, а потому, что никто не знал, куда смотреть.
Установлено, что в неблагополучных семьях положительных актов взаимодействия между членами семьи меньше, чем отрицательных. Причем, положительных актов к посторонним лицам сохраняется больше, чем к членам своей семьи. В неблагополучных и благополучных семьях возникают одни и те же проблемы, но при наличии зрелых семейных отношений взаимно положительное поведение в ситуациях, требующих решения проблем, преобладает. Хороший фермер — не тот, у которого на ферме не растет сорняков. Это такой фермер, который собирает большой урожай.
Американский психотерапевт К. Роджерс выделил такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как:
• преданность и сотрудничество;
• общение, предполагающее открытое самовыражение;
• гибкость отношений;
• самостоятельность.
Он исходил из того, что семейные отношения представляют собой процесс развития всех членов семьи. Особую роль в укреплении семейных отношений он отводил совместному переживанию радости в семье и толерантному отношению друг к другу.